Идеи обновленческой
реформации Православия не новы. Они возникли фактически с самого возникновения
Церкви Христовой. Еретики николаиты, о которых упоминается в Откровении святого
Иоанн Богослова (Откр. 2, 6, 15), и все последующие лжеучителя предлагали реформировать
учение Христово в соответствии со своими представлениями. Такие попытки всегда
встречали жесткий отпор со стороны Святых Апостолов и Святых Отцов.
Не являются исключением и обновленческие реформы XX века: перевод богослужения
на новый стиль, снижение нравственных требований для кандидатов в епископы и
священники, изменение церковного законодательства в области отношений с
еретиками, облегчение поста и проч.
Но высшим выражением церковной реформации является т.н. Святой и Великий
Всеправославный собор. Это инструмент для комплексной реформации Православия.
Если, не дай Бог, он состоится, то все указанные реформы, которые обновленцы в
течение всего ХХ века с переменным успехом пытались проводить в Поместных
Православных Церквах по отдельности, будут проведены за раз – одним махом.
Таким образом, т.н. Святой и Великий Всеправославный собор является крайним
выражением церковной реформации, высшей и наиболее опасной ее формой.