Мы уже сообщали о состоявшейся 31 октября с. г. в Москве конференции «„Восьмой вселенский собор" и его вопросы». Предлагаем к прочтению текст
актуального выступления редактора нашего портала на тему пророчеств Святых Отцов и
подвижников благочестия об апостасии в Церкви и «восьмом вселенском
соборе».
То, что наше время непростое, какое-то необычное, чувствует сегодня,
наверное, каждый. Быстро развиваются технологии, транспорт, нас окружают
новые средства связи, всюду проникает интернет… Такого потока
информации и суеты прежде на земле не наблюдалось. И кажется, что вот уж
таких ситуаций, таких вызовов, как сейчас, в мире еще не бывало; что
время особенное, и потому образ жизни тоже должен быть каким-то особым.
Может быть, поэтому и православные люди соблазняются на некие уступки
современности, подстраиваются под требования этого мира, князем которого
является все мы знаем кто. Однако нам известно и то, что Господь всегда
Тот же – что тысячу, что сто лет назад, что сейчас, что в будущем, и до
скончания века. И чтобы в эти лукавые времена не сбиться с правильного
пути, различить зло, маскирующееся под личиной добра, верующему человеку
необходимо обращаться к опыту жизни и душеспасительным наставлениям
Святых Отцов и подвижников благочестия, в том числе и современных
столпов веры, которым Господь открыл судьбы человеческие и мира.
Даже далекие от Церкви люди интересуются
предсказаниями о войнах,
бедствиях, глобальных катастрофах… Но, к сожалению, немногие вникают в
суть прорицаний светочей Православия о церковной апостасии и т. н.
«восьмом вселенском соборе». А ведь именно отступление от истинной веры,
от верности Богу и Его Святой Церкви, согласно ее учению, и есть
первопричина земных бедствий. Итак, о чем же предупреждает нас слово
Божие и Святые Отцы?
В Евангелии Господь говорит о грядущих событиях, предрекая, что
наступит время, когда христиан будут гнать и убивать, думая, что таким
образом угождают Богу (см.: Ин. 16, 2) Значит, в какой-то момент
называющие себя верующими (православными?) люди начнут притеснять и
уничтожать настоящих православных. Почему? Очевидно потому, что эти
«верующие» в действительности далеко отступят от веры, уклонятся от ее
чистоты.
В Божественном Откровении апостола Иоанна Богослова, содержащем
пророчество о царстве и церкви антихриста, говорится, что «сыну
погибели» поклонятся все живущие на земле, которых имена не написаны в
книге жизни у Агнца, закланного от создания мира (Откр. 13, 8). Вообще,
чтение Откровения очень отрезвляет душу человека, но: «Кто теперь читает
Апокалипсис? – восклицал еще в конце XIX века
преподобный Оптинский старец Варсонофий.
– Тот, кто будет читать Апокалипсис перед концом мира, будет поистине
блажен, ибо будет понимать то, что совершается, а, понимая, будет и
готовить себя. Читая, он будет видеть в событиях, описанных в
Апокалипсисе, те или иные современные ему события…».
В Священном Писании мы также находим важное
пророчество святого апостола Павла,
относящееся к последним временам: День Господень так придет, как тать
ночью. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно
постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве,
и не избегнут (1 Фес. 5, 2–3). И мы видим, что объединение всех
«церквей» навязывается сегодня православным как раз под предлогом
достижения «мира и безопасности», противостояния военным конфликтам,
различным общечеловеческим угрозам. Но вот что говорил о реальном
противостоянии злу на земле «сербский Златоуст»
святитель Николай (Велимирович):
«Невозможно приравнивание Радостной вести к остальным верованиям во имя
„толерантности" да в „интересах мира" между людьми и народами. Потому
что именно в этом – начало, зарождение войн и революций, неслыханных
прежде в истории мира».
Готовящийся ныне т. н. «Всеправославный собор», равно как и прочие
подобные инициативы, согласно заявлениям их авторов, якобы преследуют
миссионерские цели – призваны свидетельствовать о Православии «в
секулярном мире». Но Православие всю свою историю само свидетельствовало
о себе без лукавых посредников, а Вселенские Соборы созывались отнюдь
не для этого, но ради утверждения неложного церковного учения и
ниспровержения колебавших Церковь ересей. Вселенских Соборов, раз и
навсегда запечатлевших в своих постановлениях истину, было Семь, и о
том, что восьмой уже не нужен, говорил в начале XX века еще один
Оптинский старец – Нектарий.
На вопрос, будет ли соединение Церквей, он ответил: «Нет, это мог бы
сделать только Вселенский Собор, но Собора больше не будет. Было Семь
Соборов, как семь Таинств, семь Даров Святаго Духа. Для нашего века
полнота числа – семь. Число будущего века – восемь. К нашей Церкви будут
присоединяться только отдельные личности». Обратите внимание: старец
сказал «присоединяться», а не объединяться, чего так чают экуменисты, в
своих речах возводя хулы на Святую Церковь, будто бы «согрешившую грехом
разделения».
В 20-х годах прошлого столетия преподобному Нектарию заметили: «Все
говорят, что признаки Второго Пришествия исполнились…». – «Нет, не все, –
ответил батюшка, – но, конечно, даже простому взору видно, а духовному
открыто, что раньше Церковь была обширным кругом во весь горизонт, а
теперь он – как колечко; а в последние дни перед Пришествием Христовым
она вся сохранится в таком виде: один православный епископ, один
православный иерей и один православный мирянин. Я тебе не говорю, что
церквей не будет, они будут, да Православие-то сохранится только в таком
виде». И добавил: «Ты обрати внимание на эти слова, ты пойми: ведь это
во всем мире!»
Также в начале XX века духовник Царской Семьи подвижник благочестия
архиепископ Феофан Полтавский на вопрос о том, состоится ли «восьмой вселенский», отвечал: «О
„восьмом вселенском соборе" я пока ничего не знаю. Могу сказать только
словами святого Феодора Студита: „Не всякое собрание епископов есть
Собор, а только собрание епископов, стоящих в Истине"». Так владыка
Феофан дал всем верным понять, что они вправе не принимать, отвергнуть
неправославные решения архиерейских собраний.
Готовящееся отступление с поразительной точностью предсказал
преподобный Кукша Одесский.
В середине прошлого столетия он говорил, что наступают последние
времена: «Скоро будет экуменический собор под названием „святой". Но это
и будет тот самый „восьмой собор", который будет сборищем безбожных. На
нем все веры соединятся в одну. Затем будут упразднены все посты
(отметим слово „затем", т. е. необязательно прямо на соборе, а,
возможно, в скором времени после него), монашество будет полностью
уничтожено, епископы будут женаты, новостильный календарь будет введен
во Вселенской Церкви» (т. е. фактически в пророчестве угодника Божия
перечислены темы из повестки предстоящего «Всеправославного» собрания).
Далее преподобный предостерегает: «Будьте бдительны! Старайтесь посещать
храмы, пока они еще наши». И самые грозные слова: «Скоро нельзя будет
ходить туда, все изменится».
Известно, что в середине XX века самым активным деятелем экуменического
движения в России был митрополит
Никодим (Ротов). В среде своей паствы и
учеников он насаждал идеи евхаристического общения с католиками,
необходимости внедрения обновленческих новшеств, в том числе замены
юлианского церковного календаря на «новый стиль», по которому служат
паписты. По этому поводу старец
иеросхимонах Стефан (Игнатенко)
предупреждал своих чад: «Если введут и будут служить по новому стилю, ни
в коем случае в этот храм не ходите. Не все даже и архиереи перейдут на
новый стиль. Вот и держитесь тех, кто сохранит верность Православию.
Пока есть возможность, ходите в храм. Придут времена, когда в церковь
ходить будет нельзя. Церковь уйдет в катакомбы. Но Господь не оставит
Своих верных рабов. Останутся истинные иереи и архиереи, которые тоже
уйдут в катакомбы. Начнется страшное смятение. Народ побежит в разные
стороны…».
В 1948 году прозвучало грозное обличительное пророчество еще одного столпа веры,
преподобного Лаврентия Черниговского:
«Не дивитесь, когда услышите, что в храмах кто как молится (очевидно,
святой предупреждал о реформации богослужений). Как в „золотых шапках"
скажут Псалтири не читать, а потом и часы, то Господь потерпит-потерпит,
да как шарахнет!..». Припомним, насколько уже сократили во многих
храмах богослужение – Всенощное бдение на некоторых приходах длится
всего полтора часа, а то и меньше! Преподобный Лаврентий также
предостерегал от многозаботливости о внешнем строительстве и
благоустройстве храмов в ущерб внутреннему деланию, называя такие
стройки предантихристовыми: «Будут золотить купола как храмов, так и
колоколен, а когда закончат главный, то наступит время воцарения
антихриста. Видите, как все это коварно готовится? Все храмы будут в
величайшем благолепии, как никогда, а ходить в те храмы нельзя будет,
так как там не будет приноситься Безкровная Жертва Иисуса Христа.
Поймите: церкви-то будут, но православному христианину нельзя будет их
посещать, так как там будет все „сатанинское сборище"! Еще раз повторяю,
что ходить в те храмы нельзя будет: благодати в них не будет!». Для
понимания этих устрашающих слов можно привести исторический пример с
«живоцерковниками», обновленцами XX века: многие священники по разным
причинам (по ложным убеждениям, под давлением властей...) переходили в
«церковь коммунистов», в то время как верные отцы посещать ее не
благословляли. И в одном из пророческих видений святому праведному
Иоанну Кронштадтскому храмы обновленцев были показаны местами, в которых
царит мерзость запустения.
В своих пророчествах преподобный Лаврентий особое место отводил Украине, равно как и белгородский
старец Серафим (Тяпочкин).
Последний, в частности, строго предупреждал, что те из ее жителей, кто
выступает «против союза с Россией – даже если они считают себя
верующими, – становятся служителями диавола».
Вспомним имена и других современных подвижников благочестия –
протоиерея Николая Рогозина, игумена Гурия (Чезлова), схиархимандрита Христофора Тульского.
Они тоже предупреждали своих духовных детей о грядущих временах гонений
на православных и отступлении от чистоты веры, о создании единого
глобального царства и единой церкви антихриста. Но, что характерно, во
всех наставлениях и пророчествах этих светочей Православия красной нитью
проходит указание на недопустимость оставлять Церковь. Они учили: надо
опасаться уклониться в ересь, но нельзя уходить и в раскол. Нужно
бороться за чистоту веры внутри церковной ограды, до конца!
Возвращаясь к предсказаниям преподобного Лаврентия, выделим еще одну
важную тему – обмирщение духовенства и монашества. Святой Отец
предрекал: «Наступает последнее время, когда и духовенство увлечется
мирским суетным богатством. Они не будут думать и о своем спасении, а
тем более о других. Будут иметь машины и дачи, будут посещать курортные
места, будет тратиться время на уборку больших красивых монастырских
помещений, а молитва Иисусова отнимется. Они и забудут о ней! Потом они
сами пойдут не той дорогой, которой нужно идти, и людей малодушных
поведут за собой. Но вы будьте мудры и рассудительны. Красивые их слова
слушайте, а делам их не следуйте». Однако пророчества преподобного
венчает утешительное обетование: «Все ереси и расколы в России исчезнут
благодаря Царю, но только на малое время, ибо потом придет Страшный
Судия – судить живых и мертвых».
Многим православным известно и яркое проречение, касающееся этой же проблемы,
преподобного Серафима Саровского.
Прозрев по откровению Божию плачевное душевное состояние архиереев и
священников последних времен, батюшка Серафим возопил: «Лучше пусть я
буду лишен Царства Небесного, Господи, только их помилуй!». Но праведный
Господь ответил преподобному, что это невозможно, ибо эти люди
добровольно избрали свою участь, отступив от истинной веры и уча народ
«учениям и заповедям человеческим». По свидетельству батюшкиного
«служки» Н.А. Мотовилова, Серафим Саровский также предрекал, что
поскольку к концу веков «архиереи русские так онечестивятся, что
нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия
Юнейшего, так что даже и важнейшему догмату Христовой веры – Воскресению
Христову и всеобщему воскресению веровать не будут», то Господь
воздвигнет его как бы от сна – во утверждение истины воскресения
мертвых.
«Меня безпокоит царящая безмятежность, – говорил еще один великий подвижник,
старец XX века Паисий Святогорец (
ныне причисленный к лику святых!).
– <…> Наступила апостасия, и сейчас осталось только прийти „сыну
погибели" (см.: 2 Фес. 2, 3). <…> Если Церковь молчит, чтобы не
вступать в конфликт с государством, если митрополиты молчат, если молчат
монахи, то кто же будет говорить?!». Подвижник прозревал растущее
безразличие людей к Богу, приводящее к равнодушию во всех областях
жизни. Старец учил своих чад иметь «благое безпокойство»: «Раньше, если
какой-либо благочестивый мирянин или священник, или тем более монах
заботился о том, что происходит в мире, такового, считали, надо запирать
в башне, в тюрьме [для покаяния]. Сегодня же в башню надо запирать
того, кто об этом не заботится, потому что враги Христа хотят разрушить
все». Как актуальны эти слова в наши дни, когда многие батюшки говорят
ревнующим о чистоте Православия прихожанам: «Вы не тем занимаетесь! Не
вникайте, это не ваше дело! Уделяйте больше внимания своей духовной
жизни!». Отец Паисий сокрушался об этой псевдодуховности: «О, если бы
они молитвой доходили до такого состояния, что ни к чему не прилагали бы
попечения, то я им ноги целовал бы! Но нет, они безразличны, потому что
хотят быть для всех хорошими и жить припеваючи». И далее он укоряет
тех, кто предлагает не обличать еретиков якобы по любви к ним, говоря,
что это происходит «от ложно понимаемой доброты. <…> Вот так,
желая проявить свое „высшее благородство", они заканчивают тем, что
кланяются двурогому диаволу. „Пусть будет одна религия", – говорят они и
все ставят на одну доску <…>. Сегодня стараются разрушить веру, и
для того, чтобы здание веры рухнуло, потихоньку вынимают по камешку. Но
мы ответственны за то, чтобы не дать врагам Церкви все разложить», –
строго предупреждал богомудрый старец.
О главной причине церковной апостасии говорил также
преподобный Анатолий Оптинский (Потапов):
«И вот, вследствие оскудения благочестия, пойдут в Церкви ереси и
расколы, и не будет тогда, как предсказывали Святые Отцы, на престолах
святительских и в монастырских людей опытных и искусных в духовной
брани. От этого ереси будут распространяться всюду и прельщать многих.
Враг рода человеческого действовать будет с хитростью, чтобы склонить к
ереси и избранных <...>. Еретики возьмут власть над Церковью,
всюду будут ставить своих слуг, и благочестие будет в пренебрежении».
Ему вторит недавно прославленный Грузинской Церковью
преподобный Гавриил (Ургебадзе):
«В последнее время сторонники антихриста будут ходить в церковь, будут
креститься и будут проповедовать евангельские заповеди. Но не верьте
тем, у кого не будет добрых дел. Только по делам можно узнать настоящего
христианина».
О том же говорит нам и выдающийся сербский богослов XX века
преподобный Иустин (Попович) Челийский:
«Вообще же вопрос подготовки и созыва нового „вселенского собора" не
нов <…>. Этот вопрос был уже поставлен при жизни несчастного
Патриарха Константинопольского Мелетия (Метаксакиса), известного
тщеславного модерниста и реформатора, создателя раскола в Православии,
на его так называемом „всеправославном конгрессе" в Константинополе в
1923 году…». Т. е. «восьмой вселенский» готовится уже более 90 лет! При
этом, как далее отмечает преподобный Иустин, каталог его тем постоянно
модифицировался, неизменно оставаясь «схоластически-протестантским рядом
сухих гуманистических теорем». Святой Отец обращался к современным ему
архипастырям с убедительной просьбой оставить идею проведения такого
форума, поскольку от него можно ожидать «только одного: расколов, ересей
и гибели многих душ. <…> Такой Собор вместо лечения откроет новые
раны на Теле Церкви и создаст для нее новые проблемы и страдания».
Итак, на основании всех вышеприведенных предсказаний святых и
подвижников благочестия можно заключить, что подготовка к
«Всеправославному собору» есть следствие апостасийных процессов в Церкви
и мире, приближающемся к воцарению антихриста. А нам, православному
народу, как наставляют Божии угодники, надо не просто хорошо знать свою
веру, но жить ею, смотреть на все происходящее духовными очами – в свете
Божественного Откровения.
Закончить же хочу следующими пророческими наставлениями. Не будем
забывать, что, по слову преподобного Лаврентия, только «Царь очистит
Церковь от всех ересей и расколов». И еще –
святитель Феофан Затворник обозначил: «Коренные стихии жизни русской: Православие, Самодержавие,
Народность – т. е. Церковь, Царь и Царство». А преподобный Анатолий
Оптинский предупреждал: «Не будет Царя – не будет и России. Как человек с
отрезанной головой, так и Россия без Царя будет трупом смердящим». О
необходимости возрождения Самодержавия в нашей стране в последние
времена – для сохранения в ней чистоты истинной веры перед лицом
грядущих на всю землю испытаний – говорили и владыка Феофан Полтавский, и
блаженная матушка Матрона Московская, и старец
схиигумен Иероним Санаксарский, и светоч современности
митрополит Иоанн (Снычев), и всеми почитаемый
отец Николай Гурьянов с острова Залит...
Господи, молитвами святых Царственных Мучеников и всех святых Твоих,
наипаче же Державной Владычицы нашей Богородицы, сохрани веру
Православную, на которую наступает еретическая! Аминь.