Избранник Божией Матери
преподобный Иустин Челийский родился 25 марта / 7 апреля 1894 года, в день
Благовещения Пресвятой Богородицы, в древнем городке Вране на юге Сербии, в
благочестивой многодетной семье священника Спиридона и его супруги Анастасии.
Забегая вперед, отметим, что почил святой также на Благовещение, в 1978 году.
Всю свою жизнь он посвятил проповеди Слова Божия, как благодатная лоза от
благочестивого корня, восприяв духовность своих предков, среди которых было
семь поколений священнослужителей, а по некоторым данным и более того –
тринадцать! При Крещении ему нарекли имя Благое – в честь упомянутого
Богородичного праздника.
Господь наделил Своего
угодника выдающимися способностями: глубоким умом, вдумчивостью и
рассудительностью, замечательной памятью, любовью к христианской премудрости,
умением правильно и четко выражать свои мысли, но главное – даровал ему
духовный разум к богоугождению.
Образование Благое получил в
семинарии святого Саввы Сербского в Белграде, где обучался с 1905 по 1914 год.
В то время его особенно интересовали проблемы современной литературы и
философии. Учился он и в Санкт-Петербургской духовной академии, и в Оксфорде,
и, позже, – на Богословском факультете Афинского университета.
Однако решающее влияние на
духовное формирование личности преподобного оказали писания Святых Отцов,
которых он изначально избрал своими учителями и наставниками. Всю жизнь
подвижник руководствовался святоотеческими трудами – и в своем духовном
делании, и в любом из богословских вопросов. Особенно почитал он святителя
Иоанна Златоуста, к которому часто и горячо взывал: «Осени меня твоей
молитвенностью, удостой меня подвизаться твоим подвигом!» 31 декабря 1915 года
святой был пострижен в монашество с именем Иустин – в честь мученика Иустина
Философа.
Высокая устремленность к
духовному знанию в сочетании с полученным фундаментальным образованием
позволили преподобному Иустину досконально изучить и горячо полюбить учение и
Предание Восточной Церкви. А возлюбив всем сердцем Православную веру, он
соделался ее ревностным защитником и апологетом, подобно своему небесному
покровителю.
10 сентября 1922 года отец
Иустин был рукоположен во иеромонаха, и с того времени началась его
плодотворная и богоугодная пастырская деятельность, не прекращавшаяся до самой
блаженной кончины.
По возвращении на Родину из
Афин преподобный, имевший уже диплом доктора богословия, преподавал в духовных
школах своего Отечества: был профессором семинарии в Сремских Карловцах и
доцентом Богословского факультета Белградского университета.
Главным делом жизни святого
стало служение человечеству благодатным духовным словом. Кажется, он не
прерывал своих трудов ни на минуту. Из-под его пера вышли три тома «Догматики
Православной Церкви», двенадцать томов «Житий святых», разнообразные
богословские работы, многочисленные послания и письма… Отец Иустин трудился
столь усердно и плодотворно, что значительная часть его наследия осталась
неопубликованной. Это, в частности, следующие работы: «С Апостолом Павлом через
жизнь» (многотомное толкование Посланий святого апостола); толкования Соборных
посланий святого Иоанна Богослова; толкования Евангелий от Матфея и Иоанна;
13-й том «Житий святых»; акафисты угодникам Божиим и иные богословские и
литургические тексты.
В духовных трудах
преподобного важное место занимают апологетические творения. Промысел Божий,
попустивший в ХХ веке развиться ранее зародившемуся еретическому лжеучению
экуменизма, воздвиг в лице святого Иустина мужественного и мудрого обличителя
этого пагубного зловерия, метко охарактеризованного святым «ересью ересей».
Главную экуменическую организацию – так называемый «Всемирный совет церквей» –
он называл «еретическим, гуманистическим и человекопоклонническим обществом,
состоящим из 263 (на тот момент, – примеч. М.Б.) ересей, из которых каждая есть
духовная смерть».
Критике экуменической ереси
отец Иустин посвятил отдельную работу – «Православная Церковь и экуменизм», в
которой писал: «Экуменизм – это общее название всех видов псевдохристианства и
всех псевдоцерквей Западной Европы. В нем – сущность всех родов гуманизма с
папизмом во главе. А всему этому есть общее евангельское название: ересь. Ибо в
течение всей истории разные ереси не считали важными или искажали отдельные
особенности Христа, а эти новые европейские ереси отвергают, оттесняют,
отстраняют Богочеловека и на Его место ставят человека, и здесь нет
существенного различия между папизмом, протестантизмом и другими сектами, имя
которым легион».
В наши дни активизировалась
подготовка к так называемому «Всеправославному собору», проведение которого
намечено на следующий год. Многие верующие справедливо опасаются, что на этом
собрании могут быть утверждены решения о реформации традиционных устоев
Православия. Примечательно, что 7-я тема в каталоге тем повестки данного
лжесобора звучит почти так же, как название книги преподобного Иустина –
«Православная Церковь и экуменическое движение». Получается, что преподобный
уже рассмотрел этот вопрос и дал глубокий и исчерпывающий ответ, полностью
отражающий позицию Вселенского Православия по данной проблеме.
Перспектива проведения т.н.
«Всеправославного собора» не всеми воспринимается однозначно негативно. Потому
весьма полезно и даже необходимо проследить динамику отношения преподобного
Иустина к этому мероприятию и его организаторам. Позиция святого претерпела
изменения от нейтрально-осторожной с оттенком симпатии до резко отрицательной.
И если в ранних высказываниях он называл «восьмой вселенский собор» богомудрым
молитвенным желанием своего поколения, то позже – умолял архиереев Сербской
Церкви не принимать в нем участия.
Так, поначалу – в письме
«Будущему монаху о соединении ума с молитвой и о Всеправославном Соборе» –
архимандрит Иустин отмечал: «В действительности для Всеправославного Собора
необходимы долгие и долгие приготовления. Такой Собор мог бы вытекать
органически и преемственно из Всеправославного Предания Святых Апостолов и
Святых Отцов – как Богочеловеческий поток Богочеловеческой Всеистины, которая
начинается с Господа Иисуса Христа и Духом Святым, через Святых Апостолов и
Святых Отцов, живет Церковью через все века из рода в род, живет и поныне, и
будет жить отныне до Страшного Суда. Конкретно: в нынешнем анархическом отрезке
времени онтологически, исторически и географически невозможно состояться
Всеправославному Собору. Для нашего поколения это может быть только молитвенным
желанием, причем богомудрым молитвенным желанием».
Однако в более поздних
работах, как мы уже отмечали, тон и отношение преподобного к данному событию
совершенно противоположные прежним. В 1971 году в «Послании Его Преосвященству
епископу Шабацко-Валевскому господину Иоанну» он вопрошает: «Что сделали Богом
поставленные строители Церкви Христовой в защиту святого Православия от
самоубийственной поверхностности и предательской несерьезности Цареградского
Патриарха Афиногора, который своим неописуемым отношением в словах и делах уже
давно соблазняет православную совесть, отрекается от единственной и
всеспасительной истины Православной Церкви и веры, признает римскую и другие
ереси за равноправные с Истиной, признает римского понтифика – Максимуса со
всей его демонской противоцерковной гордостью, вероломно и поспешно готовит, по
примеру Ватикана, некий свой так называемый „Великий всеправославный собор», не
с главной евангельской задачей в соответствии со Святым Преданием – задачей
спасения человека в мире, но без участия носителей Православной веры, теологии,
Предания и церковности?!»
Как видно из предсоборных
документов, в начале 70-х годов прошлого века процесс подготовки
«Всеправославного собора» продвигался весьма активно. К 1976 году оформился и
нынешний каталог его тем, тщательно проанализированный преподобным Иустином в
статье «По поводу созыва „Великого собора Православной Церкви»», а также в
некоторых его посланиях и письмах.
Особое внимание святой
уделил истории предсоборного процесса, связывая его с именем
Константинопольского Патриарха-масона Мелетия (Метаксакиса). Подробно
рассмотрев решения первой предсоборной конференции, состоявшейся в 1976 году в
Женеве, он пришел к выводу о небогоугодности готовящегося собрания: «Первая
предсоборная конференция не дала ничего нового по существу и не выработала
ничего толком, а только завела православные души и совести многих во все новые
лабиринты чьих-то амбиций, из-за которых предлагался и подготовлялся
„вселенский собор» уже с 1923 года, да и сегодня спешно готовится».
Анализируя каталог соборных
тем, преподобный Иустин указал, что они не соответствуют уровню Вселенского
Собора: «Вся сегодняшняя проблематика вокруг тем будущего собора, неуверенность
и изменения в их подготовке, определении, искусственной каталогизации, все
новые изменения и редакции – истинной православной совести доказывают только
одно: что в данный момент не существует ни одной серьезной и неотложной темы
для созыва и проведения нового Вселенского Собора Православной Церкви».
С большой тревогой святой
апологет Истины отмечает отсутствие соборности в процессе подготовки этого
форума: «Где тут соборность Православия, и какой это будет Вселенский Собор
Православной Церкви Христовой? Ведь уже на этой Женевской конференции
митрополит Лаодикийский Игнатий, представитель Антиохийской Патриархии, с болью
констатировал: „Я чувствую некоторое безпокойство, ибо наносится вред соборному
опыту, который составляет основание Православной Церкви»».
Исключительно важна для нас
оценка преподобным первых четырех тем каталога – диаспора, церковная
автокефалия и условия ее провозглашения, автономия и ее провозглашение, а также
диптихи (т. е. официальный порядок перечисления Православных Церквей): «Не могу
избавиться от впечатления и убеждения, что все это указывает на тайное желание
известных лиц Константинопольской Патриархии, чтобы первая по чести Патриархия
в Православии могла навязать свои концепции и свое поведение Православным
Автокефальным Церквам и вообще православному миру и православной Диаспоре и
санкционировать такое неопапистское намерение единым „вселенским собором».
Поэтому первые четыре темы из десяти, выбранных для собора, раскрывают именно
стремление Константинополя подчинить себе всю Православную Диаспору – а,
значит, и весь свет! – и оставить за собой исключительное право давать
автокефалию и автономию вообще всем Церквам на свете, как нынешним, так и будущим,
и одновременно порядок и ранг – по своему усмотрению (в этом как раз и состоит
вопрос диптихов, что не значит только порядок поминания на Литургиях, но и
порядок Церквей на соборах и т. д.)».
Святой Иустин (а с ним и
многие бдительные православные наших дней) проводил аналогию между современной
ситуацией и эпохой Ферраро-Флорентийской унии: «Поведение представителей
Константинопольской Патриархии в течение последних нескольких десятилетий
вызывает такое же нездоровое безпокойство и болезненное духовное настроение,
какое в XV веке привело Церковь к Флорентийской измене и позору».
Преподобный ставит еще
несколько весьма существенных вопросов: «Имеются ли сейчас налицо условия,
обезпечивающие его (вопроса диаспоры, – примеч. М.Б.) правильное, православное,
святоотеческое решение на соборе? Возможно ли действительно свободное и
реальное присутствие всех Православных Церквей на „вселенском соборе» без
постороннего влияния на них? И могут ли представители многих из них <…>
действительно свободно полагать и защищать православные установки?»На все эти
недоумения из уст святого последовал отрицательный ответ.
В заключение своей статьи,
адресованной архипастырям Сербской Церкви, архимандрит Иустин призывает их
отказаться от участия в нечестивом соборе: «Учитывая все вышеизложенное и
болезненно сознавая положение современной Церкви Православной и мира вообще,
которое нисколько не изменилось с моего последнего обращения к Святому
Архиерейскому Собору (в мае 1971 г.), совесть моя заставляет меня вновь
обратиться с мольбой и сыновним воплем к Святому Архиерейскому Собору
мученической Сербской Церкви: да воздержится наша Сербская Церковь от участия в
подготовке к так называемому „вселенскому собору» и от участия в нем самом. Ибо
если такой собор, не дай Бог, состоится, от него можно ожидать только одного:
расколов, ересей и гибели многих душ. А исходя из апостольско-святоотеческого
исторического опыта Церкви, такой собор вместо лечения откроет новые раны на
Теле Церкви и создаст для нее новые проблемы и страдания».
Иными словами – это будет не
истинный собор, а антисобор. Приведенное мнение преподобного Иустина тем более
ценно, что было высказано в последние годы его жизни, когда он во всеоружии
духовного и богословского опыта имел возможность вынести точное суждение по данному
вопросу.
Итак, всю свою жизнь угодник
Божий посвятил Православной вере и Христовой Церкви и, конечно, не мог
оставаться в стороне от борьбы против еретического «восьмого вселенского
собора». Помимо упомянутых мер противодействия – частных писем, статей и
обращений к архипастырям, – будучи великим молитвенником, преподобный Иустин
просил Господа о благоприятном разрешении этой проблемы. В наставлении
«Будущему монаху…» он пишет: «Для Вас сейчас основное и самое главное –
соединить ум с молитвой: так, чтобы каждая мысль сама собой выливалась в
молитву и заканчивалась молитвой». Здесь святой делится с новоначальным
подвижником своим собственным молитвенным опытом, вводит его в делание, которым
сам занимался на протяжении всей жизни. И углубленно размышляя о «восьмом
вселенском», он всегда завершал свои рассуждения молитвой ко Господу, Божией
Матери и святым. Как видим, многие его усилия увенчались успехом, молитвы были
услышаны. Своим словом и делом святой Иустин подал нам, всем современным
христианам, пример, как необходимо поступать в постигших нас скорбях и
искушениях в связи с предстоящим «вселенским собором» и возможной реформацией
Православия.
Источник: газета «Православный Крест»,
7 (127)
(от 1 апреля 2015 г.)