В
поселке Победа близ города Пензы снесли монастырь - Михайловскую обитель,
деятельность которой определенный круг людей считал сектантской. Ликвидация
построек началась из-за того, что они были незаконно возведены – т.е. без
оформления соответствующих документов
Жители
поселка Победа утверждали, что обитель – сектантская; насельники обители верили
в святость этого места и всячески пытались отстоять свои права. Но все
изменилось после того, как в редакцию портала vPenze.ru обратилась жительница
Пензы, сообщив, что именно там, в обители, «пропал» ее сын, уроженец
Краснодарского края Сергей Мурин.
14
апреля 2015 года в поселке Победа представители службы судебных приставов
снесли монастырские постройки.
«Это
не обитель, это секта. Церковь просто-напросто выжимает деньги из прихожан.
Члены обители прогремели на всю страну. А потом, воспользовавшись своим
положением, написали книгу, которую сейчас продают за 500 рублей! На территории
храма Успения Пресвятой Богородицы располагается могила старца Алексия.
Прихожан Михайловской обители водят к этому месту и под различными предлогами
предлагают почтить память старца и оставить деньги, кто сколько может”, - говорили местные жители о монастыре.
На
чем же основана вера членов Михайловой обители в святость их места и
собственную правоту? Что такое секта? Все ли верующие христиане считают
Михайловскую обитель сектой? Эти вопросы мы предложили на обсуждение участникам
наших дискуссий.
ДИСПУТ:
СТОРОНА "Б":
Конечно, это секта, обычные раскольники.
И это сообщество разогнали, постройки снесли. Все закономерно. Не стоит смущать
православных
СТОРОНА
"А":
На
основании каких доказательств вы утверждаете, что Михайловская обитель –
сектантская? В ее храмах возносили при Богослужении имя Святейшего Патриарха
Кирилла и правящего митрополита Серафима, ни о каком разрыве канонического и
молитвенного общения с Патриархом и правящим архиереем не объявляли.
А по святым канонам именно эти два признака
приводятся в качестве характеристики раскола. 13-е правило Двукратного собора
гласит: «Аще который пресвитер или диакон, по некоторым обвинениям, зазрев
своего епископа, прежде Соборного исследования и рассмотрения и совершенного
осуждения его, дерзнет отступити от общения с ним, и не будет возносити имя его
в священных молитвах на литургиях, по церковному преданию: таковый да
подвергнется извержению, и да лишится всякой священнической чести». В
Михайловой обители поминали и Патриарха, и митрополита. Так что Михайловская
обитель - это не раскол.
СТОРОНА "Б":
Но, как мне сообщили в епархии, Михайловская обитель
не принадлежала к ним и не подчинялась правящему епископу
СТОРОНА "А":
По нашим данным, это был
типичный иссихастирий, построенный на частной земле. В Греции это
обычное дело. Такие монастыри действительно не входят в состав епархии, но в
них поминают Предстоятеля Церкви и правящего епископа той епархии, на
территории которой они находятся. Отличие их от епархиальных монастырей в том,
что епархиальные монастыри отчисляют деньги в казну епархии, и епархия
заботится о восстановлении монастыря, назначении туда настоятелей и
благоустройстве обители. А иссихастирий, поскольку построен на частной земле,
на частные средства, то пользуется большей свободой. Он свободен от денежных
взносов в епархию. Настоятели не назначаются извне, а избираются из братии
монастыря. Вообще такой порядок канонически более верный. До революции во всех
наших ведущих монастырях – Сарове, Валааме, Оптиной, хотя они были
епархиальными и не были иссихастириями, настоятели избирались не со стороны, а
избирались из среды братии этих обителей. Это гарантировало духовную
преемственность традиций, что способствовало преуспеянию братии в аскетическом
подвиге. В ХХ в. эти традиции были нарушены и до сих пор не восстановлены.
Посему ревнители иноческого делания по святоотеческим уставам в настоящее время
стали создавать иссихастирии, чтобы иметь свободу угождать Богу по канонам и
иноческим уставам. Таким образом Михайлова обитель стала жертвой духовного
невежества местных епархиальных и гражданских властей
СТОРОНА "Б":
Это секта, а не иссихастирий. Там заставляли снимать
обувь при входе в храм
СТОРОНА "А":
А вы разве дома не снимаете обувь? Этот факт
свидетельствует лишь об особой обстановке, похожей на домашнюю, семейную,
сложившейся в общине, столь обычную для наших благочестивых предков и столь
редкую в наше холодное и безжалостное время.
Если же говорить о секте, то вам должно быть
известно, что это понятие происходит от католического Запада. В писаниях Святых
Отцов говорится лишь о ересях и расколах. Потому если рассматривать это понятие
со святоотеческих позиций, то получается, что сектант - это еретик. Но никакой
ереси членов Михайловой общины вы приписать не можете, поскольку они
православные христиане и ревностно придерживаются учения Матери-Церкви.
СТОРОНА "Б":
В Латинско-русском словаре Дворецкого слово
«secta» имеет следующие значения: 1) путь, образ действия, мыслей или жизни; 2)
учение, направление, школа; 3) ересь; 4) шайка.
Наш ведущий сектовед проф. Дворкин дает
следующее определение: «Секта – это закрытая религиозная группа,
противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной общине страны
или региона».
СТОРОНА "А":
Во-первых, вам не кажется странным, что
гражданин США, выпускник иезуитского колледжа Дворкин считается ведущим
сектоведом России? Неужели в России нет ни одного достойного
профессора-сектоведа, гражданина нашей Родины? Если он и ведущий сектовед, то
разве что американский. И понятие секты он дал по-иезуитски расплывчатое:
«Закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основной
культурообразующей религиозной общине страны или региона». Первоапостльские
христианские общины тоже подходят под это определение. Но у кого повернется
язык назвать их сектами (хотя иудеи так их и называли)? Поэтому католическое
истоки понятия «секты» очевидны.
СТОРОНА
"Б":
Михайлова
обитель - секта, по крайней мере, по четвертому определению латинского слова
«secta», шайка. Не забывайте, что там пропал человек, и журналисты vPenze.ru
авторитетно заверяют, что вина за его смерть лежит именно на т.н. «Михайловой
обители».
СТОРОНА "А":
Но пока вина член ов обители
не доказана, обвинять их в этом преступлении нельзя, поскольку это неправда, и
такие заявления противоречат журналистской этике. Насколько мне известно,
журналисты ресурса vPenze.ru не представили материалов расследования
СТОРОНА "Б":
Жители
поселка Победа считали их сектой
СТОРОНА
"А":
Но
жители поселка – это обычные, неверующие, невоцерковленные, даже скорее
атеистически настроенные люди. Они – далеко не эксперты в области сектоведения,
и из-за каких-то личных амбиций, неприязни к Православию могут заявить что
угодно. Особенно при «правильной» постановке вопроса журналистами.
Но давайте вернемся еще раз к тексту
обсуждаемого сообщения ресурса vPenze.ru, где заявлялось, что в поселке Победа
снесли Михайловскую обитель, которую «все верующие христиане считали сектой».
Ложь в сообщении очевидна. Не все православные христиане даже в Пензе, не
говоря уже о других регионах, считают сектой Михайлову обитель. Таким образом,
ресурс vPenze.ru, его журналисты погорели на непрофессионализме – они не могут
гарантировать ни истинность своих слов, ни правдивость обнародованных ими
фактов. А потому и верить их информации о сектантском характере снесенной в
Пензе Михайловской обители нельзя.
Источник: Добрые вести