27 июля накануне Киевских торжество в Киево-Печерской лавре
под председательством прибывшего патриарха Кирилла состоялось заседание
Священного Синода.
На заседании архиереи подчеркнули, что в год 1025-летия
Крещения Руси Русская Православная Церковь также празднует 25-летие начала
своего возрождения после периода государственного атеизма и гонений, так как
именно Поместный Собор, состоявшийся в год 1000-летия Крещения Руси, положил
начало новейшей эпохе церковной жизни, именуемой временем второго Крещения Руси
и ознаменовавшейся возвращением к вере многих народов, населяющих Святую Русь,
и восстановлением множества поруганных святынь.
Отметив, что перед Русской Православной Церковью в качестве
одной из главных задач стоит просвещение тех, кто, будучи крещены, еще не
полностью воцерковились, Синод признал особую важность в настоящее время
повышения образовательного уровня как клириков, так и трудящихся в церковных
структурах мирян, а также усиления миссионерской, катехизической, молодежной и
социальной деятельности в епархиях и приходах Московского Патриархата.
Радуясь о преодолении за истекшие 25 лет целого ряда
расколов и внутренних средостений, архипастыри вместе с тем выразили скорбь о
тех наших братьях, которые вступили на пагубный путь самочинного отделения от
Матери-Церкви.
Памятуя об исключительной важности Крещения Руси для истории
стран канонической ответственности Русской Православной Церкви, Синод
решил
призвать руководство тех стран, где такое решение еще не принято, придать Дню
Крещения Руси статус государственного праздника, а где это возможно – и выходного
дня.
Синод также принял решение переименовать Синодальный отдел
по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями в
Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными
органами. Кроме того, был утвержден Устав этого отдела.
Святейший Патриарх Кирилл сообщил о поступившей от игумена
Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря просьбе установить
празднование Явления Светописанного образа Пресвятой Богородицы (в 1903 г.). В итоге Синод
постановил включить это празднование в месяцеслов РПЦ на 21 августа (3 сентября
по н.ст.) и направить составленное на Святой горе Афон богослужебное
последование и акафист в Издательство Московской Патриархии для издания с
учетом внесенных поправок.
Стоит особо отметить, что явление Светописанного образа Богородицы - это обнаружение на фотографии с Афона Божией Матери среди принимающих милостыню. Что же произошло 21 августа 1903 года?
Накануне Успения, 14 августа 1903 года, в монастырь было доставлено письмо из Кинота. В нем выражалось недовольство «бесполезной» и «вредной», по его мнению, милостыни, которая может приучить сиромах, особенно молодых и здоровых, к тунеядству. Сказалось и всегдашнее опасение греков, что благотворительность обернется увеличением русского влияния на Афоне. Кинот требовал отменить раздачу милостыни и найти другую форму благотворения. В послании, в частности, говорилось: «Подаваемая евангельски милостыня только тогда бывает приятна и любезна Богу, когда подается в разуме — людям, достойным милостыни и нуждающимся в оной. Даваемая же людям, которые недостойно представляют собой просителей милостыни и которые только на это посещение и рассчитывают, и ради этого и проживают здесь, тогда уж такая подача милостыни становится причиной вреда».
Прошел праздник, и через неделю монахи решили в последний раз раздать подаяние, а затем объявить нищим, что впредь, по решению Кинота, раздачи прекратятся. Во время раздачи хлеба (череков) иеромонах Гавриил сделал фотографию. Когда ее проявили, то оказалось, что хлеб принимает некая Женщина. Глядя на необычный снимок, монахи тут же вспомнили рассказ инока Севастиана, слышавшего от портарей, будто «один пустынник видел несколько раз женщину при раздаче череков». Некоторые из подвижников, тоже видевших наяву Дивную Деву среди убогих монахов и просителей милостыни, хотели сказать об этом привратнику, однако в самый день фотографирования Ее никто не видел.
По велению Царицы Небесной монастырь продолжил удовлетворять нужды бедной братии: после братских трапез в обители устраивали трапезы для бедняков, а келарь выдавал им со склада продукты питания.
Где произошло явление Божией Матери?
Слева от Великих ворот в южной стене монастыря, к которым паломники подходят с пристани по лестнице. Сегодня на месте явления Божией Матери установлена гранитная плита, на которую переведено изображение с фотографии. Рядом в 2011 году была построена часовня. В ней находится изображение Пресвятой Богородицы с хлебом в руках. В часовню подведена вода, в ней служатся молебны. Зафиксированы случаи облегчения телесных и душевных недугов от употребления воды этого источника.
Как в обители возник обычай кормить бедных?
Завел обычай раздавать милостыню и еду нищим монахам иеросхимонах Иероним (Соломенцов), у которого было много и духовных даров молитвы, духовничества и… экономических талантов.
Еще до того, как обитель стала полностью русской и настоятелем стал ученик и постриженик отца Иеронима схиархимандрит Макарий (Сушкин), отец Иероним стал помощником игумену греку и хорошо поставил монастырское хозяйство, расплатился с долгами и отстроил обитель. Философ Константин Леонтьев, бывавший на Афоне и называвший отца Иеронима своим старцем, писал: «Он музыкант, он иконописец, он строитель, он богослов хороший, он Церкви подвижник неутомимый, он исповедник тонкости и опыта редких».
Решение кормить сиромах – странствующих по Афону монахов, не принадлежащих к монастырям или скитам и живущим рукоделием и подаянием, – возникло у иеросхимонаха Иеронима после того, как подряд разбилось два корабля с продуктами и пожертвованиями для обители. Милостыню старец раздавал сам в коридоре своей келлии.
А кто раздает милостыню на фотографии?
Отец Иероним и его ученик отец Макарий к тому времени уже умерли. На фото милостыню раздает портарь обители отец Алипий. С ним задолго до того приключилась такая история: он грубо обошелся с сиромахом, исповедовал это отцу Иерониму и был отлучен от причастия до тех пор, пока не нашел обиженного, не помирился с ним и не подал ему милостыню.
Сколько человек получали милостыню и сколько было монахов?
К 1903 году милостыню получали около 700 человек, и еще 300 на Карее. Монастырь помогал всем беднякам – не только русским, но и грекам, болгарам, румынам. В 1903 году в монастыре насчитывалось 1446 монахов, хотя в начале деятельности иеросхимонаха Иеронима их было едва больше десятка. В 1903 году на Афоне уже 11 лет подвизался отец Симеон, в 1911 году он будет пострижен в схиму с именем Силуан…
Не могли ли что-то перепутать и принять за Божию Матерь быстро прошедшего сиромаха?
Нет, отец Гавриил сделал фото в самом начале раздачи милостыни, первый из сиромахов еще только приближается к отцу Алипию.
Поклоняются ли фотографии?
Слово «светописанный», как нетрудно догадаться, всего лишь прямой перевод с греческого, «фото-» (свето) и «-графия» (писание). Однако главное в этом образе Божией Матери главное – само Ее явление, которое стало явным при проявке снимка. «Технически» почитание фотографии аналогично почитанию Изображения на Туринской плащанице. Нерукотворного образа Спасителя и других нерукотворных икон. При этом на Афоне была написана икона, по мотивам этого явления, она и используется в богослужении.
Сама фотография много раз тиражировалась. В конце 1980-х годов, с началом восстановления обители, чудесная фотография была размножена с приложением краткого описания события и распространялась среди паломников. Делаются копии и каменной доски, находящейся у врат обители. В 2011 году его установили на Украине – в монастыре Афонской иконы Божией Матери в селе Чоповики Житомирской области, а в 2012 – в Феодоровском соборе в Царском Селе.
Есть ли храмы в честь Светописанного образа Божией Матери?
В братском покровском корпусе Свято-Пантелеимонова монастыря освящен храм-параклис в честь Светописанного образа.
Составлена ли явлению особая служба?
Служба была составлена в Пантелеимоновом монастыре и одобрена Синодальной богослужебной комиссией, в ней чувствуется влияние службы Нерукотворному образу Спасителя. Приведем тропарь и кондак:
Тропарь:
Пречистому Лику Твоему покланяемся, Благая, просяще предстательства о нас, Мати Божия, Волею бо благоволила еси явитися среди братии, да избавиши от печали, ихже собрала еси. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполняеши всех, Пречистая Дево, вверяющих себе Покрову Твоему.
Кондак:
Неизреченного и благосердаго Твоего к человеком смотрения, Чистейшая Херувим и Славнейшая без сравнения серафим. И Образ Твой Светоявленный, и самоизображенный, свидетелество явися Твоего неизреченныя любве и милосердия, почитаем той лобызающе