В
последнее время часто можно услышать, что Таинство Венчания необязательно. Для
того чтобы брак был законным, достаточно зарегистрировать его в ЗАГСе, убеждают
некоторые священнослужители.
На чем
основано такое мнение? Насколько оно согласуется с учением Церкви? Эти вопросы
мы предложили на обсуждение участникам нашего форума.
ДИСПУТ:
СТОРОНА "Б":
В Византийской Империи браки заключали и священники, и должностные лица –
екдики, и такой брак считался законным. Церковь не налагала епитимию на тех,
чей брак заключил екдик. Фактически это был гражданский брак, прообраз нашего
современного гражданского брака, государственной регистрации отношений.
СТОРОНА "А":
Не могу согласиться с такой трактовкой вопроса.
Давайте разберемся подробнее.
Еще с первых веков существования Церкви установлен порядок, согласно которому
совершать Таинства может либо епископ, либо священник. Священномученик Игнатий
Антиохийский в Послании к Поликарпу Смирнскому пишет: «Те, которые женятся и
выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о
Господе, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божию».
СТОРОНА "Б":
Хорошо. Но есть еще один вопрос. Зачем и правомерно ли венчаться семейным
парам, которые уже долгое время прожили в гражданском браке? Ведь в чинопоследовании
Таинства говорится о тех, кто еще не начинал совместную жизнь, а не о
сожителях!
СТОРОНА "А":
Потому гражданский брак, заключенный православным мирянином, не имеет силы, не
есть брак пред Господом. Более этого, сожитие без венчания признается блудом.
26-е Правило святителя Василия Великого гласит: «Блуд не есть брак, и даже не
начало брака. Посему совокупившихся посредством блуда лучше есть разлучати, аще
возможно. Аще же всемерно держатся сожития, то да примут епитимию блуда, но да
оставятся в сожитии брачном, да не горшее что будет».
СТОРОНА "Б":
Но святой апостол Петр был женат, однако не проходил Таинства Венчания.
СТОРОНА "А":
Святой Апостол Петр женился еще до явления Христа народу, поэтому такое замечание
несколько некорректно.
СТОРОНА "Б":
Сам обряд и чинопоследование Таинства Венчания появились лишь в конце IX века.
Получается, что все эти века Церковь жила без Таинства Брака и признавала
гражданские союзы.
СТОРОНА "А":
Не надо смешивать обряд обручения с Таинством Венчания. 69-е Правило
святителя Василия Великого гласит: «Чтец, аще прежде брака смесится со своею
обручницею, по отлучении на едино лето от служения приимется в чтеца, но да
будет без производства в высшия степени. Если же без обручения тайно смесится,
да престанет служити. Такожде и иподиакон».
СТОРОНА "Б":
А как быть нашим братьям и сестрам, находящимся за рубежом, которые
решили связать свою жизнь с католиками, протестантами или представителями
других христианских конфессий? Ведь над ними не положено совершать Таинство
Венчания.
СТОРОНА "А":
Совершенно верно. 72-е Правило Шестого Вселенского Собора гласит: «Недостойно
мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися, ни православной
жене с мужем еретиком сочетаватися. Если же усмотрено будет нечто таковое,
соделанное кем-либо, брак почитать не твердым, и незаконное сожитие
расторгать».
Таковым, если они все же дорожат своей Православной верой и искренне желают
спасения, лучше посоветовать связать свою жизнь не с инославными, а с
православными христианами. Если же они упорно держатся сожития с еретиками,
тогда возникает вопрос об их православности, насколько они искренне веруют,
насколько чтут постановления своей Церкви.
И разве стоит в угоду таким псевдохристианам искажать церковное
законодательство, разрешая браки с инославными? Благоразумно ли это? И нужны ли
такие псевдохристиане Православной Церкви? Очевидно, что нет. Если же даже и не
ставить вопрос так остро, тогда все равно необходимо оставить церковное
законодательство в его неизменном первоначальном виде, отказавшись от своих
домыслов. По крайней мере, люди, которые по немощи своей не находят в себе сил
следовать ему во всей строгости, осознают свою греховность, смирятся и хоть так
привлекут к себе милость Божию.
Таким образом, Церковь Христова не воспринимает гражданский брак достаточным
для того, чтобы считать брачующихся мужем и женой, но настаивает на том, чтобы
было совершено над ними Таинство Венчания.
Источник:
http://dobrievesty.ru