– Как Вы относитесь к мнению, что в настоящее время в храмах нашей Русской Православной Церкви Московского Патриархата, где за богослужениями поминается имя Патриарха Кирилла, причащаться нельзя? Люди, разделяющие данную точку зрения, полагают, что по причине вызывающих смущения действий священноначалия (участия в экуменическом движении, различных неоднозначных высказываний и т.п.) Таинства на службах, где возносится имя Патриарха и подчиненных ему епископов, не совершаются. Можно ли с этим согласиться?
– Я думаю, что это ошибочное мнение, и потому абсолютно с ним не согласен. Совсем недавно я получил известие, подтверждающее необходимость поминовения Патриарха. Я знал, что иеросхимонах Рафаил (Берестов) некоторое время назад разрешил своим братиям (духовным чадам в священном сане) – кто желает – не поминать Патриарха Кирилла. В результате в братстве произошло разделение. Потом при встрече с ним я спросил: «А Вы, отец Рафаил, сами как делаете?» Он ответил: «Я сам поминаю и молюсь за Патриарха не только на Литургии, но и келейно». Я говорю: «А почему же Вы разрешаете братиям его не поминать?» – «Для того чтобы не погасить их ревность». Я возразил: «Но это же, кажется, не совсем правильно…»
С той встречи прошло примерно года полтора или около двух лет, и вот буквально несколько дней назад я узнал, что отец Рафаил специально молился Господу относительно этого вопроса и получил вразумление, что необходимо поминать Патриарха Кирилла за Литургией – ради мира среди братии.
И – тем более – нельзя принимать хульную мысль, что Таинства уже не совершаются. Потому что это очень страшно, подумайте только: если Дух Святый действует, а мы это отрицаем – мы, получается, хулим действия Пресвятаго Духа!
– Некоторые православные, не доверяющие священноначалию, уходят из Церкви в раскольнические сообщества, но есть и такие, которые просто перестают ходить в храмы и участвовать в Таинствах. «Я бы рад причаститься, да негде, – говорят они, – нет поблизости верных священников. Уж лучше остаться совсем без Причастия, чем причащаться с еретиками…» Что, на Ваш взгляд, можно посоветовать таким людям? Как объяснить им, что они заблуждаются?
– Думаю, что у каждого человека, имеющего такое мнение и поступающего таким образом, есть какие-то свои причины и свое понимание того или иного вопроса, из-за которого он перестал ходить в храм. Поэтому, мне кажется, нужно, побеседовав с человеком, определить, почему он так считает, и тогда уже попытаться объяснить, в чем его неправота.
Если же говорить в общем, то можно посоветовать молиться Богу и просить у Него вразумления. Таким людям нужно не полагаться на свой разум, но подвергнуть свое убеждение сомнению: «Господи, правильно ли я мыслю и делаю? Если я ошибаюсь, вразуми меня, чтобы мне не лишиться общения с Тобой и здесь, на земле, и там, в жизни будущего века, потому что сказано: „Кому Церковь – не мать, тому Бог – не Отец“».
Это величайшая милость, что Бог устроил на земле Свою Святую Церковь – больницу для наших душ. Согрешая, мы подвергаемся духовному умерщвлению, как и падший Адам, который телом остался жив, но умер духовно, утратив благодать Святаго Духа. И для того чтобы наша душа оживотворилась, мы идем к Источнику жизни – ко Христу и причащаемся Его Пречистого Тела и Крови. А если человек лишает себя этого – он лишается Источника жизни, жизни вечной. Какая более страшная ошибка может быть?! Поэтому я думаю, что тот, кто попал в это бедственное положение, должен постараться выйти из него, должен по крайней мере не доверять своему мнению, а искать ответа на вопрос, как правильно поступить. И делать это нужно в первую очередь в искренней молитве.
Опасность куда-либо уклониться от Церкви существовала всегда, есть она и сегодня. Еретические мнения и высказывания некоторых архиереев, нарушения правил церковных – это большое бедствие. Но пока это зло не утверждено соборно, не проповедуется с амвона как церковное учение – оно остается частным грехом отдельных лиц – будь то иереи, архиереи или Патриархи. Потому мы не соглашаемся с мнением, что уже нельзя ходить в храмы, нельзя причащаться.
Из церковной истории известен такой случай. Незадолго до Четвертого, если я не ошибаюсь, Вселенского Собора Патриарх совершил две хиротонии – диаконскую и священническую. Затем на Соборе этого Патриарха предали анафеме как еретика. Тогда недавно рукоположенные клирики спросили отцов Собора: «Получается, что мы были рукоположены еретиком и наши хиротонии недействительны?» Но Отцы Собора постановили иначе: признать рукоположения действительными, благодатными, а еретика предать проклятию. Это говорит о том, что даже если какой-то священнослужитель исповедует ересь, но он не осужден Церковью, нельзя утверждать, что совершаемые им Таинства недействительны. (Подтверждение этому находим и в канонических правилах. В толковании на четвертое правило Антиохийского Собора епископ Никодим (Милаш) пишет: «Если же последние (полноправные епископы) были после извержены за какие-либо преступления, в которые не были замешаны пресвитеры, рукоположенные еще во время полноправия этих епископов и до их извержения, то такие пресвитеры считаются истинными и законными священнослужителями. Этот вывод и приводится Зонарой и Вальсамоном в их комментариях к 19 правилу Сердикийского Собора как общая каноническая норма». – Примеч. ред.).