В новостях, по мере приближения к 31 декабря, все чаще появляются сообщения, что в каком-либо храме будет отслужен новогодний молебен или даже совершено ночное богослужение. Православных приглашают прийти и по-православному отметить новый год.
Однако насколько целесообразно проведение новогодних молебнов и богослужений в ночь с 31 декабря на 1 января? Для разрешения этого вопроса надо обратиться к истории.
До Петра I и церковный, и гражданский год в России начинался с 1 сентября. Церковь и сейчас начинает церковный годичный круг сентябрем. Но император Петр постановил отмечать гражданский, государственный новый год 1 января – на западный, прокатоличсекий манер. Новый год был праздником светским и приходился на святки – дни после Рождества Христова. И поэтому не было никакого греха в череде святочных дней отмечать и новолетие, вкушая скоромную пищу и вино.
После революции 1917 года была проведена еще одна календарная реформа: вместо юлианского в России был принят григорианский календарь (новый стиль), таким образом празднование нового года стало выпадать на конец Рождественского поста. Отсюда и возникла проблема для православных верующих: как праздновать новый год и праздновать ли его в принципе?
Конечно, празднование Нового года по старому стилю, по юлианскому календарю, абсолютно нормальное явление, потому что в таком случае Новый год всегда будет попадать на скоромный день, на святки. Теперь же у нас все наоборот, и в этом очевидно антихристианское начало. Рождественский пост в первые дни января по новому стилю – особо строгий, а новогодние празднества – это разгул, раздолье, но никак уж не пост и молитва.
Из этого следует вполне простой вывод – нужно держаться наших православных правил, юлианского календаря. Потому что для Православной Церкви иного календаря, кроме Юлианского, быть не может. Григорианский (масонский, католический) календарь для нас, православных, неприемлем.
Праздники церковные совершаются не только на земле, но и на небесах, и совершаются они там в определенное время – а именно по юлианскому календарю. А у католиков и тех «православных», кто служит по новому стилю, получается, что на земле они праздник совершают, а на небесах его, торжества праздничного, нет.
Ведь и Благодатный огонь сходит в день перед св. Пасхой именно по юлианскому календарю. То есть мы, православные, придерживающиеся старого стиля, святоотеческого юлианского календаря, празднуем церковные праздники вместе с Церковью Небесной. Соответственно, и постимся в те дни, в которые пост положен Господом Богом.
День памяти свт. Василия Великого, Старый Новый год и праздник Обрезания Господня – вот это наши праздники, которые мы будем отмечать 14 января.
Гражданский же, государственный Новый год лучше исключить из чреды своих праздников. Потому что празднование Нового года во время поста – это не что иное, как разгул страстей, объядение, пьянство, нарушение поста как телесного, так и духовного, беснование.