Сегодня в связи с военными действиями на «Украине» самые
разные люди, и в том числе церковные иерархи, говорят о «мире» и призывают к
«миру», зачастую не уточняя, однако, о КАКОМ мире идет речь. Ведь совершенно
очевидно, что «мир» как послевоенное устройство с точки зрения агрессора (а
вооруженное восстание в центре Киева или военная операция на Донбассе имеют все
признаки именно агрессии) и «мир» с точки зрения защищающейся стороны -
совершенно различные и даже прямо противоположные «миры». Отчего и настоящая
война, на взгляд историка, ничего нового, впрочем, из себя не представляющая.
Действительно, войну 2014 года на бескрайних просторах
юго-западной Руси следует рассматривать, минимум, как продолжение векового
противостояния между русскими-патриотами («москвофилами») и
русскими-пособниками западных интервентов (русофобами «украинофилами»),
имевшего место, в горячей своей фазе, также в 1914-1920 и 1941-1945 годах.
А еще раньше это противостояние находилось в русле
концептуального противостояния православных и папистов (в том числе «униатов»),
а также поборников Русской или какой-то из западных империй. (Показательна в
этой связи переписка царя Иоанна IV с князем А. Курбским). Причем, не
углубляясь в детали, стоит отметить, что в этом историческом противостоянии
агрессором выступала, как правило, именно западная сторона, в услужении которой
и находилось поначалу небольшое число русских коллаборационистов, в дальнейшем
задавшихся целью создать «свое» «независимое» государство, отмежевавшись от
Большой России. Характерный пример - карательные «АТО» 1914 и 1941 годов,
«приуроченные» к началу 1ой и 2ой мировых войн: по сути, это было истребление
австрийцами и немцами десятков тысяч простых русских людей на территории,
которую те посчитали «своей», и руками, в основном, «украинствующих» русских
душегубов.
Стоит ли удивляться, что, когда «самостийникам» удалось
взять верх в искусственно созданном под них в 1991 году государстве «Украина»,
они тотчас же привели на Русь половцев - выступили проводниками агрессивных сил
«коллективного Запада» и его наднациональных Корпораций.
Подведем некоторые итоги: итак, мы имеем дело, прежде всего,
с войной идеологий, войной СМЫСЛОВ. Идея и сам смысл существования русских
«украинофилов», как давнейших пособников западных интервентов, отрицающая саму
возможность существования самостоятельного и независимого русского государства
и принявшая сегодня форму «украинского» фашизма, прямо противоположна идее
русской, идее русского мира. И неужели кого-то удивляет, что русские борются
против нее точно с таким же упорством, как в 1612 или 1941? В свете всего
вышесказанного (пусть и в самом сжатом виде) в корне неверно представлять эту
войну как войну «двух братских народов».
С другой стороны, призыв к абстрактному «миру» (а равно - к
молитве за некий «мир» на «Украине») - следствие либо неведения и
легкомысленного «пацифизма» (наивной веры в возможность всеобщей устремленности
к миру, и вообще «лишьбынебыловойны»), либо малодушия и ухода от
ответственности (страусиной политики «хатоскрайничества»), либо умышленного
лукавства, с рассчетом добиться своего «тихой сапой».
В это трудное время каждому из нас необходимо определиться.
Вне зависимости от того, где по итогам этой войны пройдет
территориальная граница между русским и нерусскими мирами, между pax rusica и
pax americana, она уже прошла, так или иначе, через каждое человеческое сердце.
+ 27 августа 2014.
Монах Иларион. Святая Гора Афон. Монастырь Дохиар