Мы уже беседовали с кандидатом исторических наук
Сергеем Владимировичем Добронравовым, ревностным православным
христианином и монархистом. На страницах нашей газеты он отвечал на
вопросы о нестроениях и опасностях современной церковной жизни и
рассуждал о драматических событиях в России начала XX века. Сегодня
темой нашей встречи стала проблема сохранения христианского благочестия в
православных семьях.
– Сергей Владимирович, расскажите,
пожалуйста, о себе, как давно Вы воцерковились? С какими взглядами и
убеждениями Вы вступили в супружескую жизнь? На каких примерах
воспитывались, имели ли до свадьбы представление о том, что такое
православная семья, для чего она созидается и какой должна быть?
– Мое воцерковление началось более 20-ти лет назад, и к
моменту вступления в брак я понимал, что семья – это малая Церковь,
благословленный Богом союз любящих сердец, что супруги должны рука об
руку, поддерживая друг друга, идти по узкому и тернистому пути спасения.
Правильное представление о семье у меня сформировалось
благодаря чтению духовной литературы, общению в православной среде,
помогли и вдохновляющие примеры семейной жизни моих предков, в
частности, прадеда, дедушек и бабушек. С детства я знал, что мой
прапрадед был священником. Впоследствии при изучении родословной
выяснилось, что по материнской линии я принадлежу к большому
священническому роду, где свято чтились каноны православной семьи.
Был у меня перед глазами и пример семейного уклада
родителей, которые очень любили друг друга. Хотя воцерковляться они
стали в преклонном возрасте, но всегда старались соблюдать исконные
благочестивые домашние традиции и порядки.
– Как Вы жили до брака? Что помогало
оградиться от воздействия современного мира?
– Господь хранил – видимо, по молитвам предков. Поэтому,
слава Богу, до Крещения, которое произошло в сознательном возрасте,
каких-либо катастрофических жизненных ошибок я не совершил. Позже, уже в
процессе воцерковления, появились понятия о грехе и средствах борьбы с
ним.
– Как Вы познакомились со своей супругой?
Сложились ли у Вас к тому моменту какие-то представления о будущей
спутнице жизни, требования к ней? Чем руководствовались в своем выборе?
– Я, как и многие верующие, задавался вопросом: каков мой
путь? Духовные лица в один голос советовали жениться. И я стал молиться
о даровании спутницы жизни, просил молитв у священников,
монашествующих, старцев. Считаю, что наше знакомство с супругой
произошло по воле Божией. Оно было совершенно неожиданным для нас обоих.
Я специально не искал, не высматривал будущую жену – верил, что
судьбоносная встреча должна состояться сама собой. Так и получилось. Мы
встретились, год пообщались, потом обручились и повенчались.
А что касается критериев, то их было всего два, но очень
важных и обязательных: воцерковленность и целомудрие; на внешние данные
я не ориентировался. Но Господь дал мне гораздо больше! Я очень люблю
музыку, с детства воспитан на классике, но не мог и мечтать, что моя
супруга будет дипломированным музыкантом. Она не только прекрасно играет
на фортепиано, поет, но еще и сама пишет музыкальные произведения!
– Знаю, что в Вашей семье сугубо почитаются
Царственные Мученики. Почему они вам особенно дороги?
– Да, мы глубоко чтим Царскую Семью, с которой в нашей
жизни многое связано. Супруга молилась Царственным Мученикам об
обретении верного спутника жизни, и я молился о создании православной
семьи этим же святым, так что они – наши небесные покровители. После
знакомства мы в первую очередь вместе посетили монастырь на Ганиной Яме и
Среднеуральскую женскую обитель. Там как раз пребывала знаменитая
«казачья» икона Царя Николая из Надыма, которая участвует в крестных
ходах и монархических мероприятиях по всей России. Приложившись к этому
святому образу, мы осознали, что сподобились благословения на брак от
самого Государя.
– Согласны ли Вы, что Царственные Мученики –
эталон православной семьи? Какие их нравственные черты, по Вашему
мнению, вызывают сугубое благоговение и желание подражать?
– Конечно, Царская Семья близка к идеалу. На нее мы
должны ориентироваться, как на путеводную звезду. Замечательны кротость и
смирение Императора и Императрицы, но самое прекрасное в их отношениях –
любовь и верность друг другу до самопожертвования. Эти высочайшие
духовные качества Царственная Чета пронесла через всю жизнь, но ярче
всего они проявились в тяжелый период восхождения на Екатеринбургскую
Голгофу.
– Легко ли современным супругам
ориентироваться на такой идеал?
– Идти по пути спасения всегда трудно. Господь сказал,
что Царство Небесное нудится, и употребляющие усилия восхищают его (см.:
Мф. 11, 12). Каждый человек на своем жизненном пути, в том числе и в
семье, неизбежно сталкивается со многими проблемами, скорбями. Церковь
учит нас правильно к этому относиться: все принимать, как из руки
Божией, за все благодарить Творца. Мы, избравшие семейную стезю, должны
пройти эту суровую школу жизни, все преодолеть, не предать Господа и
своих близких.
– Апостол наставляет, что «муж есть глава
жены, <…> жена да боится своего мужа» (Еф. 5, 23, 33). Но в силу
развития женской эмансипации далеко не все супружеские пары следуют
этому правилу. Как оно воспринимается в Вашей семье?
– Священное Писание нужно понимать в соответствии с
толкованиями Святых Отцов. Жена да боится своего мужа – что здесь
имеется в виду? Не просто боится его, но страшится как-то его огорчить,
сделать что-то ему неприятное, неодобрительное с его стороны. Т. е.
самое главное – уважение, почитание по отношению к супругу. А мужу –
главе – не следует превозноситься над женой. Семейные отношения должны
быть пропитаны духом любви, поэтому – никакого диктата. Супружеской паре
необходимо уяснить, что Господь так устроил: муж – глава, жена –
помощница. В семье надо стараться, по возможности, все делать сообща.
Хотя существуют и индивидуальные обязанности мужа и жены, но в общем
основа православной семьи – взаимодействие, взаимопонимание,
взаимопомощь.
– Духовные люди свидетельствуют, что мы живем
в апостасийное время. Это накладывает свой отпечаток и на быт и
поведение православных семей. Далеко не все верующие женщины считают
необходимым всегда ходить с покрытой головой, носить только
соответствующую своему полу одежду – платья, юбки и т. п., т. е.
существует как бы разделение жизни на обыденную и церковную. Как Вы на
это смотрите?
– Лично я воспринимаю церковные правила как норму, а все
прочее – как отклонение от нее. Поэтому, конечно, и платки, и юбки для
женщины необходимы, а косметика – ни к чему, совершенно излишнее. Это
все прописано в канонах – недопустимость открытых, соблазнительных
одежд, искажения образа Божия. Супруга, слава Богу, со мной солидарна,
поскольку с детства воспитана именно так; здесь у нас нет проблем.
Помню, даже еще в период нашего знакомства я как-то обмолвился о
сережках, просто сказал, что не приветствую украшений. Так она сразу же
их сняла и с тех пор больше не носила.
– Для многих остро стоит проблема духовно
расслабляющего воздействия современных электронных устройств,
телевидения и интернета. Как Ваша семья справляется с этим искушением?
– Телевидение, по-моему, православным не требуется, а вот
разумно, избирательно пользоваться интернетом можно. У нас в доме нет
телевизора, но есть компьютер. Я читаю новости на нескольких
православных сайтах, различную аналитику. Супруга тоже подходит к
компьютеру, но не часто – найти какие-либо стихи, ноты или кулинарный
рецепт.
– Могут ли, по-Вашему, православные семьи
позволить себе такой досуг, как посещение ресторанов, отдых на курортах?
– Мы в рестораны не ходим. Гостей лучше принимать дома,
общаться в своем кругу, зачем идти в какое-то чуждое по духу
общественное место? Вот деловую встречу можно провести в кафе, ничего
предосудительного в этом не вижу. Но участие в бурных застольях и
попойках для верующих недопустимо – ни в ресторане, ни дома.
Раньше существовала определенная культура быта и
человеческих отношений. В советское время было принято встречаться с
друзьями дома, рестораны предназначались для особенных случаев да и были
не очень доступны. В общем же – это западный стиль, внедряемый у нас с
начала 90-х годов. Какое удовольствие сидеть в помещении, где постоянно
играет музыка и масса чужих людей разговаривает, шумит, смеется? И как в
этой обстановке можно душевно поговорить, что-то обсудить? Мне это
искренне не понятно.
– А что еще входит в эту, как Вы выразились,
культуру православного быта?
– Встречи на церковные праздники, Пасху, Рождество,
именины членов семьи, друзей и крестников; дни рождения, хотя в
православном кругу они не всегда отмечаются. Еще – юбилеи, как светские,
так и церковные. Например, круглая дата венчания – семейный праздник,
почему бы не пригласить друзей?
– Какие развлечения приемлемы для верующих
людей?
– Слово «развлечение» православному человеку режет слух,
это синоним праздности. У нас все должно быть наполнено духовным
смыслом, любое действие в жизни. Вот Вы упомянули курорты. Я считаю, что
можно съездить с детьми на море, не осуждаю тех, кто отдыхает за
границей, в Египте или Турции. Но мы с супругой любим Крым, стараемся
выбираться туда каждый год и даже не столько ради купания, сколько с
паломнической целью. Ведь там наши любимые царские места: Ливадия,
Царская тропа, Георгиевский монастырь и еще множество святынь. Да, это –
курорт, но его посещение приносит и духовную пользу, без которой такие
поездки мне видятся ущербными. Отдых же в Турции или Египте – это только
море, пляж, отель и еда.
– Давайте еще коснемся проблемы воспитания
детей в православной семье. У Вас пока нет своих чад, но, вероятно, они в
ближайшем будущем появятся. Исходя из каких принципов будете их
растить?
– Во-первых, детей с младых ногтей необходимо
воцерковлять. Нужно стараться как можно чаще приносить их в храм,
причащать. А в чем состоит процесс воспитания – известно: ограждать от
дурного и прививать хорошее.
– Перед верующими родителями неизбежно встает
вопрос: как быть с образованием ребенка? Стремясь уберечь детей от
дурного влияния современного общества, некоторые отдают их в
православные учебные заведения, другие предпочитают самостоятельно
обучать на дому. А Вы как планируете?
– К вопросу образования нужно подходить с рассуждением.
Прежде чем ребенок поступит в какое-либо заведение, необходимо собрать о
нем информацию, познакомиться с работающими там педагогами, чтобы
узнать взгляды ответственных за учебный и воспитательный процессы людей.
Ведь может статься, что родители будут всевать в детскую душу
«разумное, доброе, вечное», а в школе начнут насаждать противоположное. К
сожалению, таких примеров масса. Поэтому я вполне понимаю верующих,
определяющих своих чад в православные гимназии-пансионы. Но в то же
время это не идеальный вариант, потому что ребенок все-таки не должен
быть оторван от родителей. Вот домашнее обучение мне более импонирует.
Знаю, что есть родительские сообщества, когда несколько православных
семей объединяются и организуют учебный процесс, т. к. силами одной
семьи в полном объеме его обезпечить невозможно. Создание таких домашних
школ – оптимальное решение, хотя массового распространения этот опыт не
получит.
Основная задача родителей состоит в том, чтобы к шести
годам – а дети сейчас взрослеют быстро – сформировать у ребенка духовный
иммунитет, дабы в случае попадания в неблагоприятную среду он не
повредился. Ребенок должен стать церковным человеком, четко понимать,
что такое хорошо и что такое плохо, быть способным оградить себя от зла,
а со временем научиться анализировать жизненные ситуации и свое
поведение в них. Понятно, что его невозможно посадить под колпак,
создать ему тепличные условия, сохранить абсолютно от всего дурного. Но
это и не нужно. Просто к началу относительно самостоятельной школьной
жизни детям должны быть привиты элементарные практические навыки борьбы
со страстями.
– Следующая актуальная тема – глобализация,
построение глобального информационного общества, что негативно
воспринимается частью верующих в свете пророчеств Апокалипсиса и Святых
Отцов о всемирной власти антихриста. Какова Ваша позиция по этому
вопросу?
– Думаю, что мы действительно стали свидетелями
исполнения предреченного в Священном Писании. Современное общество идет
путем апостасии – все дальше отходит от Бога. И это отступление, к
сожалению, есть и в церковной среде, что проявляется в теплохладности,
безразличии духовенства и мирян к построению нового мирового порядка. С
амвонов редко можно услышать предостерегающую проповедь о духовной
опасности глобализма, и поэтому даже воцерковленным верующим непросто
сориентироваться в происходящем. Но, тем не менее, тот, кто хочет
понять, – поймет. В частности, я сформировал свою позицию под влиянием
православной литературы и общения с духовными людьми, старцами, с отцом
Кириллом (Павловым), от которого в свое время получил благословение
противостоять глобализационным процессам.
– Как Вы видите жизнь верующего человека с
антиглобалистскими убеждениями при активном внедрении различных
электронных средств и форм учета персональных данных?
– Жизнь противников глобализма постепенно усложняется.
Пожизненные и посмертные обезличивающие цифровые идентификаторы – ИНН и
СНИЛС – уже присваиваются автоматически и, несмотря на требования
православных, их, как правило, не аннулируют. Но в этих условиях, как
говорят духоносные отцы, выход заключается в том, чтобы ими не
пользоваться – тогда не будет греха. Пока у нас в стране еще существует
наличное денежное обращение, можно устроиться на работу без оформления и
предъявления этих идентификаторов. Однако на повестке дня –
универсальная электронная карта, а дальше – электронное удостоверение
личности, т. е. петля так называемого информационного общества,
электронного концлагеря затягивается все туже. Понятно, что эти
«документы» брать нельзя, старцы благословляют от них отказываться.
Сколько еще мы просуществуем с бумажными паспортами и наличными деньгами
– Одному Богу известно. Но я убежден, что если нам не предоставят
альтернативы и станут жестко принуждать к принятию электронных
«документов», Господь укажет верующим путь спасения.
– Вы сказали об апостасии в Церкви. Хотелось
бы узнать Ваше мнение о таких ее проявлениях, как экуменические контакты
и попытки реформации вековых православных уставов и устоев.
– На все это я смотрю с горечью и большой тревогой. Наши
архипастыри и пастыри не должны забывать о данной перед хиротонией
присяге неукоснительно соблюдать каноны, а экуменические контакты – это
тяжкое каноническое преступление, чреватое извержением из сана. Иерархи и
священники обязаны блюсти чистоту веры, ограждать своих пасомых от
уклонения в ереси и расколы, от духовных повреждений. А получается, увы,
так, что они сами становятся источниками угроз, и миряне уже вынуждены
следить за их действиями, чтобы не сделаться соучастниками беззаконий.
Красная черта, которую мы не имеем права переступать,
если хотим остаться православными, – это евхаристическое общение с
еретиками, прежде всего, с католиками. Если такая практика установится
без покаяния и отречения от лжеучений с их стороны, тогда всем нам
предстоит определить для себя, где же та единственная истинная Церковь
Христова, в которой не грешно молиться и участвовать в Таинствах.
– Мы переживаем непростой исторический период
нарастания политического и духовного напряжения в России и мире.
Православные подвижники давно предупреждают о грядущей войне, времени
испытаний, гонений на Церковь. Каким Вы видите свой образ жизни в такой
ситуации?
– Война уже идет в непосредственной близости от
российской границы, существует реальная опасность ее перемещения на
территорию нашей страны. Известно, что для мировых глобалистских сил
православная Россия – последний бастион, препятствующий воплощению их
человеконенавистнических планов. Натиск сил зла усиливается: нас
окружают по границам горячими точками, пытаются инициировать
политический кризис, дестабилизировать экономическую ситуацию.
Как нам вести себя в этих условиях? Конечно, надо
готовиться к грядущим потрясениям. Сейчас мы еще благоденствуем, но,
думаю, если начнутся какие-то драматические события, жизнь заставит
пересмотреть свои потребности. Это коснется всех, но православным будет
проще, если они внутренне подготовят себя к испытаниям.
Сейчас верующим людям необходимо, прежде всего, усилить
молитву, быть более собранными, не рассеиваться, осознать, что
обстановка очень сложная и ситуация продолжает усугубляться – и
общеполитическая, и внутрицерковная. Поэтому надо стараться держаться
вместе с единомышленниками, устанавливать связи, может быть, вступать в
православные общины под руководством ревностных священников.
– И последний вопрос: как Вы считаете, можно
ли провести параллели между нашим временем и предреволюционным, в
которое жили святые Царственные Мученики?
– Какие-то сходства, безусловно, есть, но все же очевидна
существенная разница: тогда была монархия, православная
государственность, которая рушилась, и люди еще не понимали, что
происходит. А сейчас, напротив, в церковной среде крепнет монархическое
движение, народ молится о восстановлении православного Царства, видя в
этом путь государственного спасения.
Есть пророчества Святых Отцов о возрождении самодержавия
в нашей стране в последние времена. Но старцы также предсказывали, что
Россия прежде должна пройти через огромные испытания. Думаю, они еще нам
предстоят. И, безусловно, дарование Царя совершится не многомятежным
хотением человеческим, а по воле Божией и таким образом, что ни у кого
не останется сомнений, что именно этот человек – Небесный избранник,
Помазанник Божий.
– А какое пожелание или, может быть, даже
совет Вы бы хотели адресовать нашим читателям?
– Жить – не тужить, как говорил преподобный Оптинский
старец Амвросий, а там уж – что Господь даст. Есть мудрые слова: делай,
что должен, и будь, что будет. Нужно руководствоваться благословением
духоносных отцов, исполнять возложенные на тебя послушания, раньше
времени никуда не бежать. В общем, идти по пути спасения, не сворачивая с
него, не страшась его тесноты и тернистости.
Газета "Православный Крест"
№18 (114) от 15 сентября 2014 г.