Глас православного народа Глас православного народа
Глас православного народа
Глас православного народа
Глас православного народа
Глас православного народа  
 
 
 
Глас православного народа
Глас православного народа
 


Родные во Христе :: История одного монашеского семейства на Валааме
Автор: admin   |   Просмотров: 929   |   книги

До революции такое случалось нередко: члены одной семьи друг за другом приходили в монастырь. На Валааме о возрождении традиции, угасшей в советские годы, свидетельствует семья Подоровских.

Евгений — в монашестве Евстафий — почти десять лет подвизается на Валааме. Его старший сын Виктор — в постриге нареченный в честь преподобного Антония Киево-Печерского — благочинный Свято-Заволжской Честного Креста Господня обители Самарской епархии и преподаватель греческого языка в СамПДС. А три года назад вслед за отцом на Северный Афон устремился и младший сын, ныне рясофорный послушник Дионисий.


Родные во Христе :: История одного монашеского семейства на Валааме


«Основатель» этой необычной династии, Виктор, с детства был тихим и послушным, с ровесниками во дворе почти не играл – зато очень любил читать. Став подростком, нашел себе духовного отца, с которым поддерживает связь до сегодняшнего дня, принимая его советы и наставления беспрекословно. Благословение на монашество Виктор, воспринял как волю Божию и стал монахом в 22 года с именем Антоний. Его примеру последовал и родной отец. 

Его отец Евгений в возрасте 42 лет, в 2005 году, пришел в Валаамскую обитель, а в 2011-м был пострижен в мантию с именем Евстафий. В переводе с греческого – «твердо стоящий, стойкий, неизменный». В миру работал геологом. Отец Евстафий высокого роста и весьма сурового вида. Но в общении чувствуешь: нрав у него добрый.

– Когда я помогал строить кельи в женской общине у себя в Самаре, был у меня тайный помысел, что где-то строится и моя келья, – вспоминает отец Евстафий. – Так оно и вышло. Я приехал на Валаам десять лет тому назад на все готовое. Тяготы строительного креста здесь не понес. В монахи меня постригли в 2011 году, дали имя в честь преподобного Евстафия Киево-Печерского. Он был золотых дел мастер и очень состоятельный человек. Как-то все свое богатство собрал и отдал в монастырь. А потом соблазнился мыслью, что его деньгами неправильно распоряжаются, распыляют не по делу. За то, что поддался искушению, он сильно пострадал, потом раскаялся и понял, что если уж вверил свою судьбу Богу, то надо свое плотское мудрование оставить.

 

- Ваше имя редкое, как Вы его восприняли?

– Очень долго, как и вся братия, пытался его запомнить. Господи, как же меня звать? Евстратий, Евфимий?.. Имен на «Ев» в синодике достаточно много, вот и начинаешь в голове перебирать: «Кто же я теперь?» Но монаху не следует настаивать на том имени, которое ему нравится, он должен полагаться на волю Божию. Я так и сказал перед совершением пострига: «Владыка, я бы хотел услышать мое монашеское имя от Вас». Он ответил: «Это правильно».

 

- Отец Евстафий, как Вы относитесь к тому, что Дионисий был Вам сыном, а теперь стал братом?

– Да, хороший вопрос. В принципе отношусь нормально, ведь мы все братья во Христе. Он, конечно, приезжал на каникулы на Валаам, мы встречались, как родственники. А через пять лет и он приехал в эту святую обитель навсегда. Но это был уже другой человек, чем тот, с которым мы расстались. Повзрослел не только годами, но и умом. И я понимаю, что, с одной стороны, он мой сын, а с другой – это личность, у которой свой разговор с Господом. И я там третий лишний. Когда он у меня спрашивает совета или помощи, я его, как и любого другого брата, должен поддержать. Если мне что-то не нравится – в крайнем случае, могу что-то сказать, но очень мягко.

 

В монастыре отец Евстафий относится к своему младшему сыну (рясофорному послушнику Дионисию) как к одному из братьев, никак не выделяя среди остальных. Главное, говорит он, уважать личный путь к Богу и не пытаться подстроить его под себя.

 

- А замечания ему делаете?

– Делаю, примерно так же, как и любому другому брату. Вообще я не люблю делать замечаний. Хотя отец Савва (иеромонах Савва, один из духовников Валаамской обители. – Прим. ред.), чьи советы я воспринимаю как милость Божию, поскольку он гораздо опытнее, как-то сказал: «Ты, как старший, если видишь нечто недолжное, должен с миром и любовью к брату сделать замечание. А если не можешь с миром и любовью, то это будет не на пользу». Вот я и говорю, что не люблю делать замечания, так как не всегда получается на пользу. Иногда лучше промолчать.

 

- Дионисий рос послушным, или, как многие мальчишки, озорным?

– У меня никогда не было с ним проблем. Это просто милость Божья. В свое время стоял вопрос о хиротонии меня во иерея, местный архиерей меня пытался привлечь к служению. И я пошел к старцу. Тот сказал: «Тебе у Престола Божия не стоять, но милость Его на твоих детях будет». Вроде так всё к тому и идёт.

 

Во всем надо полагаться на волю Божию, считает отец Евстафий. Ведь человек немощен и не может заранее знать, что для него хорошо, а что плохо.

 

– Однажды мой старший сын иеромонах Антоний серьезно заболел. Я молился о нем. Сочувствовал, что человеку тяжело. Но не просил у Бога, чтобы Он сделал по-моему, а обращался к Нему со словами «Ты Сам лучше знаешь» и «Слава Тебе, как бы все ни закончилось». И это главное. Нерв монашества – прочувствовать волю Божью.

 

- А как познать волю Творца, что для этого, на Ваш взгляд, нужно делать?

– Для начала – отсечь свою волю. В этом все! Пока ты чего-то активно хочешь или не хочешь, воля Божья для тебя закрыта, потому что внутри звучит свое «хочу!». Господа можно услышать только в безмолвии, в тишине сердца, в чистоте от всяческих помыслов, даже если вокруг рынок шумит. Только тогда можно узреть Бога и познать Его волю. И иногда нам, монахам, какими бы мы не были, Господь дает Себя прочувствовать. Посылает благодать, которую четко ощущаешь.

 

- На каком послушании Вы трудитесь?

– Начальник Вещевой службы (Рухольный). Еще читаю на клиросе и веду монастырскую летопись. Конечно, хотелось бы больше безмолвия, а тут вдруг раз – и товарно-денежные отношения. Но я чувствую благодать Божью. И, когда бываю в Петербурге по делам, у меня молитва легко идет. А возвращаюсь обратно – она исчезает.

 

- Другими словами, исчезает защита?

– Да, и я понимаю, что это все Господь. Поскольку Он меня сам на это служение поставил, Он и покрывает меня в большом и многолюдном городе. Там чувствуешь, что Господь рядом, как бы за руку с Ним ходишь все время по Питеру. Это непередаваемое ощущение. А вот в родной обители я должен «ковыряться» сам, тут уже приходится серьезно «напрягаться».

 

- Есть ли Ваша заслуга в том, что сыновья выбрали монашеский путь?

– Нет. Это их выбор. Я их вырастил, воспитал, как мог. Если что-то получилось в моем отцовстве – слава Тебе, Господи. А в качестве лично моих достижений – я вижу только одни ошибки. Вот и все. А их жизнь для меня теперь «чужая епархия», как и жизнь других братьев.

 

- Позвольте задать, может быть, немного необычный для Вас как отца вопрос. Вы чему-то учитесь у своего сына Дионисия?

– У послушника Дионисия? Я вижу много того, чему пытаюсь учиться. Стараюсь видеть, и Господь мне открывает – не только в нем, а во многих братьях. Я просто наблюдаю за ними: «Ну, ничего себе, как он! А я вот так не могу». Это же творение Божье, это же человек, который живет Церковью. Он находит благодать и живет в Духе, как все мы.

 

- Наверно, нелегко перенимать лучшее у других, осознавая свою немощь?

– Я больше скажу. Если в человеке не видишь примера для подражания, то тут надо крепко призадуматься уже о себе. А у меня-то все в порядке? С другой стороны, если человек не преуспевает духовно – это большая трагедия. И тогда о нем нужно плакать, как о раненом.

 

- Что Вы подразумеваете под понятием «духовное ранение»? Объясните, пожалуйста.

– Ранение тяжелое – это когда у человека поведение меняется в худшую сторону, когда он охладевает. Возможно, у него в душе, что-то произошло нехорошего. И если брат в результате уйдет из монастыря, отвратится от Церкви – это практически смерть. Проблема еще в том, что люди приходят не готовыми к такой жизни. Вчера гулял, а сегодня уже монах. Я вот, например, вместе с сыновьями до монастыря более пяти лет был членом приходской общины при нашей церкви. И полагаю, это весьма неплохая и нелишняя подготовка к монастырю.

 

- А Вы встречали в своей жизни святых людей?

– Как ни странно, в миру встречал, и не раз. Разговариваю с какой-нибудь женщиной, с матерью-одиночкой. Она, естественно, смотрит на меня снизу вверх – о, монах с Валаама! Я, естественно, держусь строго: не дай Бог ей повредить, ведь хвалить за праведность нельзя, это очень опасно для души. Вот стою перед ней весь важный такой, а в душе отлично понимаю, что реальная ситуация радикально противоположна. Слушаешь, как она рассказывает про свои переживания, что съездила в паломничество, молится ночи напролет, потом на работу, все время плачет, просит помолиться, считает себя справедливо несущей такой крест за свои грехи. Благодарит Бога, что Он милостив, – мог ведь и похуже наказать. У меня от такого просто рот открывается, думаю: «Да ты с кем разговариваешь, недостойный?». Ну а в монастыре я некоторых братьев «сильно подозреваю в святости».

 

- То есть Вы хотите сказать, что хвалить нельзя даже за добрые поступки?

– Однозначно нельзя. Когда мы человека превозносим, поем ему дифирамбы, то в любом случае только вредим. Главная наша проблема и духовное повреждение, основная наша боль – это наша гордость. И мы растравливаем, колупаем эту рану. Так ни в коем случае нельзя делать. Максимум, что можно, это поблагодарить. Благодарностью благословенной, освященной. Причем, поблагодарить в первую очередь Господа и Богородицу, а во вторую – человека, что бы он тебе хорошего ни сделал.

 

***

Четыре года к отцу Евстафию на каникулы приезжал младший сын Денис. Он в то время учился в духовной семинарии Самарской епархии. Во время учебы выбирал дальнейший жизненный путь. Размышлял, стать ли ему белым священником, семейным, или предпочесть иночество. На первый курс семинарии вместе с ним поступило 34 абитуриента, а закончило всего семеро. Из них по монашеской стезе пошел лишь Денис. На Валааме он с 2011 года. Сейчас рясофорному послушнику Дионисию 27. Как и отец, он высок ростом, держится спокойно и степенно. Разговор ведет не спеша, будто подбирает слова и не хочет ими сорить. Скажет коротко и сразу замолкает.

 

– Мне понравилась отдаленность этих мест, а главное – люди, которые радушно со мной общались. Получился такой коктейль приятных впечатлений и эмоций, очень вкусный, – вспоминает он свои первые впечатления о Валааме. – После школы, конечно, были еще сомнения насчет дальнейшей судьбы. Решал, пойти ли в Аэрокосмическую академию в Самаре или в духовную семинарию. Выбрал второе.

 

- А почему именно такую – монашескую, для многих трудную дорогу выбрали к Богу?

– Да ничего чудесного в этом не было. Духовник благословил стать монахом, и я его послушался.

 

- Подождите. Духовники многих благословляют на определенные шаги в жизни, да не все это делают. Вы почему так поступили?

– Ну, не знаю. Наверно, потому, что с детства вместе с папой и старшим братом жил при приходе. Я видел людей, которые меня там окружали, сравнивал их поведение, мировоззрение с теми, что встречал вне Церкви. Путь монашества показался мне самым легким для спасения и, если хотите, – естественным. Четыре года, проведенные в Валаамской обители, только убедили меня в правильности моего выбора.

 

- Какое у Вас послушание?

– Каждый день пою на клиросе. Еще послушаюсь помощником Келаря. Я его секретарь, работаю с документами, занимаюсь заказами, чеками, накладными. Никогда раньше не имел с этим дела. Привык видеть результаты своей работы сразу. Вот, например, нашел новые ноты, распечатал, принес братьям на клирос, они обрадовались – петь удобнее стало. А тут кажется, что бумажки впустую перебираю. Иногда наваливаются помыслы – а тем ли я занимаюсь? Но ничего, смиряешься, видимо, таков промысел Божий. Может, оно и к лучшему. Не факт, что на другом послушании легче будет. Как говорится: «Хорошо там, где нас нет». Ну, спаси Господи, мне уже пора идти.

 

В нашей стране издавна ценились рабочие, ученые, артистические династии. В таких случаях говорили: «Как здорово – сын пошел в отца». В Валаамской обители сложилась своя, монашеская династия. В миру родители очень часто чуть ли не до конца своих дней опекают детей, считая их своей собственностью. Такая любовь духовно калечит человека. Да и настоящая ли она? Ведь любовь, по слову апостола Павла, не ищет своего.

У отца Евстафия нет больше сыновей Виктора и Дениса, а есть отец Антоний и брат Дионисий. В их семье каждый выбирал путь самостоятельно. Их вдохновляли не слова, а поступки близких. Именно о таких людях сказано в Евангелии: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф 19, 29).

Журнал Московской Патриархии, №01, январь 2015 года

Авторы: Антон Бакетов, Ольга Лерида, Елена Алеева
иеромонах Антоний
иеромонах Антоний
монах Евстафий
послушник Дионисий
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


Распечатать


Другие новости по теме:






апостасия, беззаконие, видео, военное, волчий собор, главная новость, глобализация - построение царства антихриста, гонения, ересь жидовствующих, еретики, иностранное, интервью, исповедничество, история, кощунство, крестный ход, культура, мировое антихристово правительство, народ, обновленчество, обращения, общественные организации, патриотизм, политика, праздник, протест, Русская Православная Церковь, святые, святые отцы, Сербская Православная Церковь, содомиты, суд, Украинская Православная Церковь МП, храм, царская власть, Церкви поместные, церковные каноны, экуменизм - ересь ересей, электронный концлагерь, ювенальный безпредел

Показать все теги
Глас православного народа
Глас православного народа
статьи и письма
Глас православного народа
Глас православного народа

Календарь
Глас православного народа
Глас православного народа
«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Глас православного народа
Глас православного народа




Архив статей
Глас православного народа
Глас православного народа
Июль 2018 (29)
Июнь 2018 (47)
Май 2018 (54)
Апрель 2018 (42)
Март 2018 (48)
Февраль 2018 (50)


Глас православного народа
Глас православного народа

Глас православного народа
 
Глас православного народа
авторизация
Глас православного народа
Глас православного народа





ОПРОС:
Глас православного народа
Глас православного народа
Ваше отношение к экуменизму?

Это ересь
Сложно сказать
Не знаю
Я экуменист



топ-статьи
Глас православного народа
Глас православного народа
  • Союз «церквей майдана» сливает протесты своей паствы пр ...
  • Россия подходит к рубежу: К столетию Царской Голгофы
  • Верните мою частную жизнь
  • На пути к церковному единству: Молитвенная встреча в Ба ...
  • Готовится ритуальное осквернение Москвы: Карнавал "Ден ...
  • Биометрический контроль населения: о скором вступлении ...
  • В городе Бари прошел экуменический шабаш
  • В России началась эпоха тотального биометрического конт ...
  • Правда протоиерея Алексия Чаплина и Правда Божия
  • Помните, что все записывают: В России вступил в силу « ...



  • Глас православного народа
    Глас православного народа


    Глас православного народа   Глас православного народа   Глас православного народа
    © 2005-2015 газета "Глас православного народа"