О том, как мы должны
причащаться, и о плодах этого великого Таинства, когда мы причащаемся в любви
ко Христу. Слово в Великий четверг на Страстной седмице
Ныне
Святая Церковь воспоминает установление на Тайной вечери Таинства Евхаристии.
Здесь впервые ученики Христа сделались причастниками Его Тела и Крови,
восприняли такое Таинство, без которого нет нам спасения, без которого не может
быть у нас святой и блаженной жизни. "Аще не снесте Плоти Сына
Человеческого, - сказал Господь, - ни пиете Крове Его, живота не имате в
себе" (Ин. 6:53).
Это Божественное учение о всей необходимости и спасительности для нас
евхаристического Таинства содержится и в словах Христа: "Аз есмь лоза, вы
же рождие. И иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног: яко без Мене
не можете творити ничесоже. Аще кто во Мне не пребудет, извержется вонь, якоже
розга, и изсышет: и собирают ю, и во огнь влагают, и сгарает" (Ин.
15:5-6). Так тесно соединиться со Христом, как соединяется ветвь с своим
стволом, мы можем только в евхаристическом Таинстве. Ясно, что как отломленная
от дерева ветвь засыхает и погибает, так и мы погибнем и не только для сей, но
и для будущей вечной жизни, если не пребудем в единении со Христом через
Таинство Божественной Евхаристии.
Несмотря на такое учение Христа о сем Таинстве, можно встретить среди
православных немало людей, которые не причащаются в течении многих лет. Куда же
пойдут души таких православных людей после их смерти? Конечно, только в место
вечных адских мучений.
Впрочем, останутся вне Небесного чертога с его вечным райским блаженством и те
из нас, которые принимают евхаристическое Таинство не так, как должно его
принимать. Суть дела здесь заключается не в причащении Святых Христовых Таин, а
в том, как мы должны причащаться.
На этот вопрос Святая Церковь отвечает нам Евангельским повествованием о Тайной
вечери, словами тропаря в Великий четверг и словами своих богослужений на этот
день. Она побуждает нас не причащаться Тела и Крови Христа, как причастился
Иуда-предатель. Он причастился в суд и осуждение, будучи одержим страстью
сребролюбия. Постепенно сия страсть овладевала им, а к моменту предательства
она стала господствующею силою в душе Иуды. Он позабыл, какие великие милости
изливал на него Господь. Св. Иоанн Златоуст говорит, что при отправлении
апостолов на проповедь Иуда, вместе с другими учениками Христа, получил
дарования исцелять всякие недуги в людях и воскрешать мертвых, и в силу этих
дарований он действительно совершал исцеления всевозможных болезней и воскрешал
мертвых. На Тайной вечери Господь обнаружил перед ним Свое крайнее смирение и
умыл его ноги. А в саду Гефсиманском, в самый момент предательства, Спаситель
назвал его другом Своим в ответ на предательское лобзание. Все это позабыл
Иуда, всецело отдавшись страсти сребролюбия. Поэтому, как только он причастился
Тела и Крови Христовых, так сатана окончательно вошел в его душу и повел его на
предательство Христа. Но предательством не ограничилась страсть сребролюбия
Иуды. Она довела его до отчаяния, а потом - до самоубийства.
Как же мы должны, возлюбленные, причащаться Христовых Таин? Так, как
причастились св. апостолы. Они восприяли сие великое Таинство, будучи объяты
любовью ко Христу. Сердца их таяли от этой любви к Нему. Св. Иоанн Богослов
возлежал на груди Господа. Все прочие апостолы, разумеется кроме Иуды-предателя,
не могли удержать в себе этой любви и выражали ее в изъявлениях своей
готовности умереть за Христа. Действительно, они и умерли бы вместе со своим
Божественным Учителем, если бы Он не сказал пришедшему за Ним народу в саду
Гефсиманском: "Аще убо Мене ищете, оставите сих ити" (Ин. 18:8).
Так будем и мы, возлюбленные чада мои, причащаться в любви ко Христу. Если эта
любовь будет в нас, то никакая страсть не овладеет нами, и никаким грехом мы не
отпадем от Него, ибо, по слову Апостола: "Любы николиже отпадает" (1
Кор. 13:8).
Если
эта любовь будет в нас, то тогда исполним мы все спасительные заповеди, ибо
Господь сказал: "Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите... Аще кто любит
Мя, слово Мое соблюдет... Не любяй Мя, словес Моих не соблюдает" (Ин.
14:15, 23-24).
А через соблюдения заповедей мы достигаем невинной детской чистоты, когда Св.
Тайны Христовы действуют на нас разительно. Св. Иоанн Златоуст в своем творении
о воспитании детей говорит, что принятие Тела и Крови Христа невинными детьми
действует на них поразительно, в особенности во время их болезней. Душа
младенца от сего Таинства чувствует успокоение и радость, а тело исцеляется от
всевозможных болезней.
Эту истину очень хорошо раскрывает в своих творениях наш великий богослов
епископ Феофан Затворник. О. Иоанн Кронштадтский в своей книге "Моя жизнь
во Христе" свидетельствует, что вкушение Тела и Крови Христа чистыми и
невинными детьми есть самое лучшее врачевство в их болезнях. "И сколько
раз, - говорит он, - я причащал больных младенцев, и всегда они выздоравливали
от самых даже безнадежных недугов".
Причащение Св. Божественных Таин при наличии любви ко Христу и соблюдении
заповедей сообщает нам особенную бодрость и силу. Сам о. Иоанн Кронштадтский
представляет собой дивное доказательство этой истины. Нередко он спал только
два часа в сутки, и, несмотря на это, весь день его проходил в огненной
деятельности и в непрестанных богослужениях и молитвах для исцеления больных и
утешения страждущих.
За любовь ко Христу и за соблюдение заповедей мы исполняемся от Св. Причастия
божественной радостью, согласно обетованию Христа: "Аще заповеди Моя
соблюдете, пребудете в любви Моей..., да радость Моя в вас будет, и радость
ваша исполнится" (Ин. 15:10-11). И эту радость Св. Причащения всегда и неизменно
испытывали все угодники Божии, все истинные последователи Христовы.
Если, наконец, мы будем причащаться в любви ко Христу, то божественный свет
сего Таинства будет озарять нас. Сей свет будет отгонять от нас бесов, которые,
как духи тьмы, не выносят божественного света; он будет опалять и уничтожать в
нас наши страсти, и мы будем просвещаться, как просветились от Св. Причастия
апостолы на Тайной вечери, о чем в нынешнем тропаре говорится в таких словах:
Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся... Свет сего страшного
Таинства, будучи нашим достоянием, перейдет с нами в загробный мир. Он отгонит
от нас всех бесов, когда наши души будут проходить воздушные мытарства и
сделается источником вечной радости для нас в Небесном Царстве Христовом.
Приветствую вас, мои возлюбленные о Христе чада, с принятием Тела и Крови
Христа. От всего сердца желаю вам, чтобы вы причастились не так, как
причастился Иуда-предатель, а как святые ученики Христовы на Тайной вечере. Дай
Бог, чтобы после сего Причастия, все страсти, если они были у вас, никогда не
возвращались бы к вам. Да пребывает всегда в вашей жизни любовь ко Христу с
неуклонным соблюдением вами всех Божественных заповедей. Тогда Св. Причащение
будет источником исцеления всяких ваших недугов - и телесных, и душевных. Тогда
бодрость, и сила, и божественная радость будут всегда присущи вам. Тогда
благодатный свет принятых вами Тела и Крови Христа будет всегда просвещать вас,
а после вашей смерти Господь осуществит над вами слова Свои: Тогда праведницы
просветятся яко солнце, в царствии Отца их (Мф. 13:43). Аминь.
Произнесено в русской церкви
св. Николая г. Софии 5/18 апреля 1946 г.