Великий Вторник. Обедня
Завтра после литургии мы в
последний раз услышим дивную молитву Ефрема Сирина, которая так близка нашему
сердцу; мне кажется, что каждый из нас знает ее с самого раннего детства. В
этой молитве выражается сущность всего того, что должна просить душа
христианина.
Господи и Владыко живота
моего!
Эта молитва создана
преподобным Ефремом Сириным. Кто из нас не знает его жития? Ефрем Сирин был,
как показывает его название, родом из Сирии; он принадлежал к числу величайших
подвижников своего времени, поистине о нем можно сказать, что хотя он по телу
был человек, но по духу он был как бы Ангел безплотный; с ранних лет он
удалился от мира в пустыню, где и проводил великое подвижническое житие. Он
пользовался глубочайшим уважением своих современников и сам являлся учителем,
он учил, он обличал пороки, когда замечал их; во время голода молитвами своими
испрашивал хлеб, насыщал голодных, исцелял различные болезни, являлся
защитником христиан пред язычниками; его писания приносили огромную пользу, так
их уважали, что они читались в церкви после Евангелия и Апостола, постоянно в
своих молитвах он просит всех простить друг другу, он просит бросить пороки, а
потом стараться приобретать христианские добродетели. Так как это невозможно
сделать без помощи Божией, то якорем благих основных чувств христианина должно
быть смирение; это чувство — смирение, сознание своих слабых сил, в надежде на
помощь Божию; в этом-то и отличие христианства от язычества, язычники горделиво
говорят так: пусть боги дадут нам богатство, здоровье, честь, а добродетели
сами собою достигнутся. Это говорит тот, кто не знает своей души, тот, кто
никогда не проникал в глубину своего сердца и своих чувств; он никогда не
проникал духом в смысл христианских добродетелей, а христианин проникал в свою
душу, рассматривает в ней, как глубоко проник туда грех, как сплетено зло с
добром, как яд греха проник глубоко, и чтобы быть истинным христианином, а не
казаться только таковым по виду, как много надо пламенной борьбы; человек будет
казаться наверху чистым, а внутри его есть яд гордости. И вот, в сознании своей
слабости, своего безсилия, христианин обращается с пламенною надеждою к Богу,
пламенно молится Господу, взывает: «О Владыко моей жизни! Если Ты не можешь мне
помочь, то я ничего без Тебя не могу сделать: вырежь зло из глубины моей души и
всади туда семена добра». Там молится христианин; и мы, готовясь к величайшему
Таинству, будем взывать к Нему с надеждою на Его помощь.
Великая Среда. Обедня
Итак, закончилась Святая
Четыредесятница, и сейчас в последний раз мы слышали молитву великопостную:
«Господи и Владыко живота моего...». Закончилось и наше говение для многих из
нас, и вы завтра приступите к Таинственной трапезе, Таинству Причащения, для
некоторых говенье еще продолжается, некоторые пожелают причащаться и в Великую
Субботу, а некоторые, может быть, и на Пасхе; но пусть не унывают те, для
которых говенье было так кратковременно, дело не в количестве, а в том, как
провели мы это время, если мы думали с полным сокрушением о своих грехах, с
искренним желанием оставить их и отныне начать вести добрую христианскую жизнь,
если мы так думали, то и малое сокрушение принесет немалую пользу; еще так
недавно мы вспоминали память преподобной Марии Египетской, я рассказывал вам,
как в ней пробудилась совесть и она дала обещание изменить свою жизнь, это
произошло в одно мгновение по выходе из Иерусалимского храма. И вот
припоминается мне один рассказ. Был один преподобный Павел Препростый, который
и получил это название за свою простоту. Вот однажды братия входила в церковь,
и он увидел человека с лицом мрачным, черным лицом, искаженным от страдания,
видел он, как Ангел хранитель шел поодаль и плакал, очевидно, в душе этого
человека накопилось множество грехов; может быть, идя в церковь, он обдумывал
какое-нибудь злое дело... Но вот окончилась служба, и видит он — лицо его сияет
и он выходит уже радостный, и что же оказалось? Оказалось, что это случилось в
то время, когда он услышал слова пророка: «Покайтесь, очиститесь, омойтесь...».
Эти слова пали в его сердце, и он дал слово изменить свою жизнь и был прощен
Господом. Да не ослабевает этот пример и в нас, а затем дам некоторое
практическое наставление готовящимся к исповеди: вспомните 10 заповедей,
заповедей Блаженства, и по ним испытывайте свою душу, обсудите хорошенько, в
чем вы согрешили; у каждого есть свои греховные язвы, все сообразите, склоните
свою гордость и проникнитесь чувством покаяния.
Старец Оптинский о.
Амвросий, которого многие из здесь стоящих сами слышали, заповедовал всегда
перед исповедью припомнить все содеянное в жизни начиная с семилетнего
возраста, то есть с того времени, когда в человеке пробуждается сознание, а
затем советовал настроить свою душу на все высокое и чистое, советовал читать
псалмы, Евангелие, жития святых и, насколько возможно, менее думать о мире
греховном, чтобы сохранить светлое настроение, чтобы достойно причаститься
Святых Христовых Тайн.