(Начало. Продолжение см. здесь)
Охват так называемого хронического «неофитизма» в лоне
Русской Православной Церкви вызывает тревогу. Волнует именно то, что слишком
часто сегодня человек, ищущий дорогу в храм, в результате так и остается за
пределами истинной духовной и церковной жизни. Он волей-неволей становится
«всегда учащийся и не могущий дойти до познания истины» (сравн. 2 Тим.3,7), то
есть вечный «неофит» (это слово, буквально означающее человека, прошедшего
оглашение и крестившегося в Церкви, у меня взято в кавычки как давно потерявшее
свой первоначальный смысл).
Первая и главная причина этого – потеря «соли» веры во всем
современном обществе, которое уже давно стало «обществом потребления»,
материалистичным по сути и духу. Реформы Русской Православной Церкви подгоняют
ее под тот же шаблон: глава церковной общины – настоятель – отчитывается перед
церковной администрацией, прежде всего, доходами прихода, четверть из которых
идет в «централизованную казну» епархии. Всем давно известно, что «хорошим»
считается настоятель, перечисляющий в «центр» достаточную (заранее оговоренную)
сумму. Под «растрату церковных средств» может попасть любой неугодный церковным
чиновникам священник (и я могу таких назвать) — тогда запрет, нищета и
безчестие. Поэтому пастыри и предпочитают молчать — боятся. Но об этом пока
всё, дабы «не дать повода ищущим повода» (2 Кор.11,12).
Но какое отношение имеет это к проблеме «неофитизма»?
Прямое. Начну с главного. Не так давно, в 2010 году, в одном из российских
областных городов состоялся международный экономический форум, решения
которого, возможно, сделают понятным весь ход последующих церковных реформ. На
этом собрании титулованных ученых, чиновников и бизнесменов было озвучено
буквально следующее: традиционная Православная вера во всем мире не
способствует экономическому процветанию общества, так как она опирается на
Евангельское учение, по которому: «Не собирайте себе сокровища на земле… но
собирайте себе сокровища на Небе» (Мф. 6,19-20). Более того, Православное
вероучение, по мнению, принятому за основу на данном форуме, «откидывает» по
всем показателям экономики на 150-200 лет. Следовательно, нужно незаметно (!)
изменить общий вектор церковной политики в сторону протестантизма – ведь в
странах, исповедующих протестантизм в любых формах, якобы наблюдается
стабильный экономический рост.
Иллюстрацию к такому подходу видел сам, когда в 2009 году
привел курсантов военного института на Молодежный церковный форум в Манеже. Их
хорошо подготовленный доклад, мягко сказать, не вписался в нескончаемую череду
презентаций «православных» фирм и проектов. Сутью громких слов, произнесенных,
в том числе, высокопоставленными священнослужителями, о росте капитала и
процентах однозначно явилось признание того, что только богатых или стремящихся
к богатству благословляет Бог (это уже где-то встречалось, не правда ли?).
Мне с трудом удалось как-то утешить молодых военных,
пришедших искренне поведать об учебных успехах и тяжелом и святом воинском
служении. А еще о том, как они ухаживают за храмом-часовней на территории
института и каждый день, утром и вечером, собираются вместе для молитвы в этом
храме...
Итак, общество верующих, то есть Церковь земную, исподволь
подводят к жизни по «мамоне», переформатируя его по протестанскому образцу.
Именно «рыночная экономика», перешагнув церковную ограду, создала то, что мы
называем «легким православием» или, на американский манер, «православие-лайт».
Оно формирует особый тип мировосприятия в людях, низводя православного
верующего – носителя величайшего духовного потенциала, тысячелетиями являвшего
собой образец несравненного мужества и героизма, наследника великой духовной
культуры – до уровня «продукта», клиента, потребителя «духовных услуг» ( а вот
эти кавычки – потому, что так буквально теперь выражаются, рекламируя
православные выставки), некоего усредненного православного верующего – вечного
«неофита», приспособленного под «рыночную экономику». Этот тип верующего опасен
способностью к «клонированию», штампу новых подобных ему – зазывал и
менеджеров.
Почему все так? – другие люди просто не нужны новому
бюрократическому аппарату. Это следует из законов рынка: все, кто выше по
духовному восприятию или образованности – в изначальном, духовном смысле слова
(от «образ» — отображения образа Божия в себе), глубже и тоньше чувствует свою
веру – аскеты, богословы и просто искренне молящиеся люди, к которым относятся
и истинные патриоты – определённо мешают вести банальную и жесткую борьбу за
прибыль…
Именно «рынок» и неотделимая от него политика множат число
таких вот «около»: «околоцерковные» и «недовоцерковленные», «идущие» и «ищущие»
составляют большинство. Они диктуют моду и модель поведения целым поколениям
следующих «неофитов». Таким образом, при общей катастрофической картине упадка
праведной жизни в обществе — от оскудения монашеской жизни, до развала
института брака, отцовства и материнства – множатся при храмах «люди в серых
халатах», а в большие праздники на «мероприятиях» можно видеть молодежь в
одинаковых пестрых майках и бейсболках. Они активны, некоторые даже «горят», но
тем ли огнем, о котором Спаситель сказал: «Огонь пришел Я низвести на землю, и
как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12, 49-50)?..
Свящ. Димитрий Ненароков