Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по
делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают (Мф.23:3). Видимо, про подобные ситуации
Спаситель изрек это слово. На днях протоиерей Всеволод Чаплин дал обличительное
интервью о соблазне так называемого «легкого Православия». Все бы хорошо,
правильные слова, если бы не дела самогО маститого столичного протоиерея,
участвовавшего то в «православном показе мод», то в экуменических
(всеобщих толерантных, см.ниже по его же тексту) сборищах, то в концертах спорного
духовного содержания. Однако обратимся к его правильным словам.
Недавно во время дискуссии на телеканале «Спас» мне
напомнили про феномен «православия-лайт», православия «гламурного», «глянцевого».
В общем, модного, не выбивающегося из ряда трендов и брендов, популярных среди
городских обывателей. Не тревожащего совесть, не вступающего в противоречие с
житейскими установками «нормального» современного человека. Включенного в «мир
сей» и боящегося чем-либо всерьез противоречить установкам его граждан —
особенно тогда, когда те начинают мелко трястись за земную жизнь, имущество,
здоровье, формальный, внешний «мир» и прочие «твердые ценности».
Полагаю, что вызов этого «православия» — не просто
облегченного, а выхолощенного, оскопленного, лишенного соли земли — может стать
для нас главным в ближайшие десятилетия, если только Господь не переломит ход
истории так, что обо всяком глянце и гламуре люди забудут в одно мгновение.
Христианский идеал, конечно, прямо противоположен
обывательскому. Прочтите Евангелие, и сразу это поймете. Назорейство,
странничество, монашество, мученичество, христианское воинство, проповедь
апостолов, равноапостольный подвиг христианских правителей, не побоявшихся
переломить волю языческих толп, да и само Евангелие, начиная с Нагорной
проповеди, — все это никак не помещается в рамки спокойной и сытой частной
жизни, глобальной манипулятивной «демократии» или «самодовлеющего» рынка. В
рамки общества, главная заявленная цель которого — торговать и потреблять.
Нас не просто пытаются приучить к жесткому набору установок
этого общества. Мы часто слышим окрики: не поддерживайте и даже не пытайтесь
накликать события, которые этот общественный уклад могут разрушить; не
предлагайте спокойно и сытно живущему человеку ничего, что ему будет неприятно
и непонятно; не напоминайте лишний раз о том, что земная жизнь ценна ровно
настолько, насколько она подчинена цели достижения жизни вечной. Так открыто
говорят многие представители медийной власти. Так тихо советуют некоторые
экономические и политические властители. Но кроме возражения им — громкого или
тихого — нам очень важно не забыть христианского идеала. Не дать размыть и
заболтать его. Быть верными ему в слове и деле.
Ведь если человек проживает жизнь в духовной спячке, забывая
Бога, полагаясь только на собственные силу, разум, власть, имущество, лучше
было бы ему не родиться, и уж тем более лучше было бы ему пережить что-то, что
эту ложную самоуверенность разрушит, даже если это будет страдание. Святой
апостол Иаков пишет: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете
в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение»
(Иак. 1:2-3). Далее у него же читаем: «В искушении никто не говори: Бог меня
искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый
искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачавши,
рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. Не обманывайтесь, братия мои
возлюбленные» (Иак. 1:13-16).
Испытания — даже испытания страданием, болезнью, войной,
лишением материальных благ, разрушением мирской «гармонии» — очень часто не
есть зло, и именно потому они посылаются или попускаются Богом. Они прокладывают
путь к настоящему благу — к мысли о спасении, к покаянию, к обращению, к
перемене жизни. Бог не посылает человеку зла, но мы знаем из множества
святоотеческих текстов, что он посылает или попускает такие испытания ради
истинного блага.
Но бывают и искушения внутренние — та самая похоть,
порождающая грех, за которым следует смерть, если не приносится покаяние. Вот
такое внутреннее искушение самоуспокоившегося и «не нуждающегося» в Боге
обывателя на самом деле страшнее, чем самые жестокие испытания, если они ведут
к духовному плоду. Вот почему нам не надо впадать в панику при приближении
испытаний или тогда, когда они уже приходят к нам. Вот почему нам нужно больше
держаться Евангельской правды и правды святых, а не рассказов о том, как якобы
весело и беззаботно жить христианину в окружении модных вещей, милых людей,
приятных фраз, «успокоительного» искусства, всеобщей толерантности и прочего
духовно расслабляющего болота — может быть, лишь с легкой приправой из
воскресного благочестия, состоящего не столько из участия в литургии, сколько
из приятного времяпрепровождения на приходе, из пустых разговоров и взаимных
похвал.
Нет — наше настоящее призвание, наше истинное Отечество не
там. Оно среди странников, пустынников, мучеников и воинов Христовых. Оно в
преддверии того Царства, где пребывают святые и где «все и во всем Христос»
(Кол. 3:11).