Окончание беседы на тему цифровой идентификации и
использования современных технологий со священником Георгием Правдолюбовым.
Начало см. здесь.
– Батюшка, какой образ жизни Вы советуете вести мирянам в
наше время?
– Стараться не смотреть телевизор, может быть только
изредка, если какие-то важные новости. В моем доме нет телевизора. Тот
иеромонах, о котором я упоминал в начале беседы, мой первый духовник, еще в
90-е годы как-то пришел к нам в гости. Мы тогда жили в квартире, и у нас был
телевизор – хороший, современный, с пультом управления. А батюшка вошел и
говорит: «О, а что это у вас такое? Телевизор? А ну-ка, матушка (уже тогда мою
супругу так называл, хотя я еще не был священником), накрывай его!» Накрыли, он
перекрестил – и все, мы его полгода не смотрели. А потом я вынес его и в канаву
выбросил. И это милость Божия, что с того времени мы не смотрим телевизор.
– А откуда узнаёте новости?
– У меня есть небольшой радиоприемник, который ловит «Первый
канал». Я не то что увлекаюсь прослушиванием новостей, но отслеживаю: что они
говорят, как они лукавят, как обрабатывают народные массы, сознание людей, что
влагают в умы. Кроме того, я получаю «Русский вестник» – прекрасную газету, издаваемую
по благословению ныне почившего старца отца Николая Гурьянова. Читаю
«Православный Крест», вашу газету замечательную, и мои прихожане ее выписывают…
Т. е. я слежу за происходящим в мире, за тем, что уже, как писал Сергей Нилус,
«близ есть, при дверех». Вот она, рядышком – тайна беззакония. И она в
действии, только не все это понимают. Ведь как рассуждают плотским умом: «А,
все это ерунда, мы еще поживем…» Нет, так нельзя. Надо читать Святых Отцов,
анализировать, размышлять духовно. И эти размышления не должны приводить к
какому-то унынию, отчаянию, наоборот – подвигать к покаянию, приближать к Богу.
Значит, как сказано в Евангелии, приходят времена нашего избавления.
– Как Вы относитесь к такому средству коммуникации, как
интернет? Как определить, с какого момента использование современных технологийстановится душепагубным?
– Здесь я рассуждаю так: надо, чтобы у человека не было
пристрастия к технике и чтобы работа с ней приносила духовную пользу. Если
священник пользуется интернетом – то это должно быть не просто так, ради
развлечения, чтобы в «веселушки» играть, переписываться с прихожанками в
вольном духе о погоде, ради удовлетворения праздного любопытства смотреть
разные сайты… Нет, надо использовать это орудие во благо. Если переписываешься
– переписывайся в Духе Божием. Допустим, спрашивают: «Батюшка, выскажите свое
мнение». А ты напиши не свое, а мнение Святых Отцов, как положено по канонам.
Тогда, конечно, интернетом можно пользоваться во спасение душ, своей и ближних
– прихожан и всех тех, кто зайдет на твой сайт, прочитает где-то то, что ты
написал.
У меня интернета нет, он мне не нужен. Но если священник
служит в большом городе или ведет активную деятельность, то, думаю, вполне
допустимо применять компьютерную технику и другие современные устройства и
средства связи как оружие – не по своим бить, а по врагу. Как, например, было в
войну? Когда наши солдаты брали немецкий трофей, они направляли его против
немцев, били по ним из их же орудия. Так и здесь надо: вражьи средства
использовать против врага, а не обольщать, не искушать народ Божий.
Я всегда говорю сам себе и собратьям-священникам: не надо
льстить народу, не надо обманывать его. Преподобный Иоанн Лествичник писал, что
в час смерти духовные чада будут проклинать своих духовных отцов за то, что те
не были к ним строги («…Изъявляющий мнимое человеколюбие и снисхождение
<…> бывает причиною того, что они проклинают его при кончине своей, как
человека, который обманул, а не воспользовал их» (см.: Преподобный Иоанн,
игумен Синайской горы. Лествица, возводящая на небо. Слово особое к пастырю,
научающее, каков должен быть наставник словесных овец. 14, 4. – Примеч. ред.).
А в чем заключается эта необходимая строгость? Порой люди и священство путают
строгость со злобой и любовь с человекоугодием. А вы посмотрите, как Господь
был долготерпелив, смирен, кроток с грешниками, блудниками, мытарями, с какой
любовью Он к ним относился! Но они каялись. А как Он обличал книжников и
фарисеев? С гневом! Но это была не злоба, а гнев праведный, Божий гнев. Кто-то
может ошибочно подумать, что Господь поступал не по любви. Нет, Он просто знал
их лукавые, лицемерные сердца и называл их «порождениями ехидны», т. е. змеи. А
сейчас попробуй обличи так кого-нибудь – да вы что, убьют! Но если Господь так
поступал – интересно, а мы как должны? Господь говорит: Раб не больше господина
своего (Ин. 15, 20). Господь и обличал, и запрещал, а у нас, современных
пастырей, какая-то странная «любовь», потакающая грехам, – лукавая, бесовская…
– Отдельная проблема – воспитание детей в условиях
современного мира. Некоторые родители стараются лишний раз не показывать своим
чадам мультфильмы. А другие убеждены в необходимости научить ребенка
самостоятельно пользоваться компьютером. Что Вы думаете по этому поводу?
– В моем приходе есть один 13-летний мальчик-школьник,
который садится за компьютер только ради учебных целей. Родители следят, чтобы
он не пользовался интернетом безцельно, не читал и не смотрел того, что ему не
нужно. Хотя и тут подстерегает опасность. Представьте: ребенок делает домашнее
задание, зашел что-то почитать, чтобы написать реферат, а тут на экране
появляется обнаженная женщина, непристойная реклама… Поэтому я советую детям,
особенно в отроческом возрасте, избегать обращаться к интернету или делать это
крайне редко, и лучше вместе с мамой или папой.
Когда ребенок растет, развивается, главное, чтобы бес не
завлек его в свои сети. И, если родители под предлогом, что он должен учиться,
осваивать все, разрешат ему пользоваться интернетом безконтрольно, это чревато
печальными последствиями. Взрослый православный человек, если где-то что-то и
поймает взглядом, – он имеет волю не принять помысел, не допустить грех в душу,
он покается, посокрушается, и Господь его простит. А когда человек еще
маленький, он не умеет так сопротивляться злу, может не раскаяться в грехе,
побояться рассказать о нем на Исповеди. А этот забытый, утаенный грех породит
другие, они будут копиться, копиться в душе, множиться, развиваться, и потом
может случиться беда – годик-другой, и ребенок согрешит смертным грехом. Я это
знаю из своего пастырского опыта, из рассказов прихожан. Потому в этом вопросе
нужна крайняя осторожность. Детки после Великой Отечественной войны часто
играли с найденными боеприпасами, и в результате многие остались инвалидами,
без рук, без ног, или вообще погибли, и это страшно, это больно. Но это смерть или
травма физическая, а духовная – еще страшнее… Я порой смотрю, родители
относятся к детям бездумно: «А, пускай смотрит, пускай играет, пускай зайдет,
он должен знать…» Но это значит, что вы отдали свое чадо врагу на погубление.
Нельзя так, ни в коем случае!
– Отец Георгий, благодарю Вас за содержательную и
душеполезную беседу! Что Вы можете в заключение сказать или пожелать читателям
нашей газеты?
– Сейчас всем нам необходимо быть очень внимательными.
Дальше будет еще сложнее, но я знаю одно: если человек молится от сердца, с
покаянным чувством, Господь и Матерь Божия его не оставят, поверьте. Если он
даже где-то согрешит, упадет – покается, поплачет, встанет, и Господь простит,
к нему вернется благодать, он не заснет сном губительной безпечности. Отец Николай
Гурьянов часто говорил своим посетителям: «А вы не спите, не спите!» Люди порой
недоумевали: «Как это – не спать? Спать-то надо…» А он говорил о духовном сне.
Поэтому, главное – чтобы мы духовно бодрствовали! Не надо бояться всех грядущих
событий, надо молиться: «Господи, помоги, укрепи нас, чтобы нам выстоять в это
время!» Но запомните: без благодати Божией вынести всего этого невозможно. И
если у нас не будет самоотвержения, жертвенности, отваги, мужества – мы не
выдержим. А нас сейчас учат толерантности. Какая толерантность? К чему, ко
злу?! Со злом надо бороться! Зло, которое кто-то причиняет лично нам, –
оскорбляет, обижает – это да, надо потерпеть, смириться, сказать: «Слава Тебе,
Господи!» Но зло по отношению к Матери-Церкви, к нашим прихожанам мы, пастыри,
обязаны обличать, бороться с ним, противостоять. Если у нас будет твердость:
«Нет, я не принимаю! Помоги мне, Господи!», Господь поможет, даст силы. А
некоторые так говорят: «Ну, когда эти карты начнут выдавать, тогда и посмотрим,
еще же не пришло такое время…» Нет, так думать неправильно. Надо уже сейчас
определиться, иметь внутреннюю решимость, уповать на Господа.
Не надо смотреть, кто что скажет; пускай говорят, что хотят.
Если ты служишь, молишься, читаешь Священное Писание и творения Святых Отцов и
твоя совесть чиста – что еще нужно? Чтобы наша гордыня, тщеславие тешились что
ли? «Что обо мне подумает архиерей?» Да пускай думает, что угодно, главное,
чтобы я Богу служил. Есть совесть, она человеку подскажет, правильно он
поступает или нет.
Газета «Православный Крест», № 1 (97)
(от 1 января 2014
года)