На днях полицией были задержаны учинители кощунственной выходки перед алтарем кафедрального собора столицы. Среди них пятеро феминисток-участниц панк-группы и один молодой человек – их организатор. На них заведено уголовное дело по ст. 213, ч. 2 УК РФ – хулиганство. Решается вопрос об их задержании. Понятно, что мера наказания будет применена к преступникам в соответствии с заявлениями пострадавшей стороны. От лица священноначалия высказался председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
Он, конечно, назвал совершенный инцидент в храме Христа Спасителя своим именем, но достаточно пространно, не раскрывая светскому человеку кощунственную суть произошедшего. Вот слова о. Всеволода: «Совершенное преступление – а я уверен, что это именно преступление – должно быть изобличено и осуждено на уровне решения судебной власти. Надеюсь, что правоохранители и общество осознают огромную опасность этого преступления, разделяющего людей и провоцирующего их на жесткие ответные действия, способное разрушить гражданский мир, столкнуть друг с другом огромное количество людей. Именно этим такого рода преступления опасны».
Однако далее, вслед за протодьяконом Андреем Кураевым, протоиерей Всеволод Чаплин почему-то не хочет особо наказывать преступниц: «Само же наказание может быть достаточно мягким. Можно на первый раз проявить милосердие. Не думаю, что достигнет воспитательной цели тюремное заключение, а вот общественно-полезные работы — вполне, да и условное наказание и серьезный штраф тоже».
Что это за позиция пастыря: объявить об опасности преступления и не подвергнуть совершивших его соответствующему наказанию – ради того же «гражданского мира» и справедливости, да чтобы и другим не повадно было? С каких пор «серьезный штраф» применяется в качестве воспитательных целей? Да и общественно-полезные работы бывают разные, кто за ними будет следить? Понятно, что церковные власти заботятся о мире среди народа в целом, но и за вопиющее – злонамеренное – кощунство надо как-то суровее им относиться.
А то получается, что воспитательные меры в данном отношении применяются к самим православным, защитникам святынь: чтобы людей (их) не «спровоцировать на жесткие ответные действия», проявим (мы) милосердие к преступникам (какое-то странное противопоставление...
...всё-таки не проходят безследно для духовного состояния пастырей подобные вероотступнические моменты – они и курс церковной политики предопределяют, и на отношении к простому православному народу вышеописанным образом сказываются).