Русофобия в соседней республике набирает обороты по
украинским рецептам.
Наблюдая безцеремонно-агрессивное поведение коллективного
Запада, некоторые российские и зарубежные эксперты приходят к выводу, что от
«майдана» (подготовленного извне государственного переворота) со всеми
вытекающими из него последствиями сегодня не застрахована ни одна страна,
укрепляющая свои экономические и политические связи с Россией. Собственно,
технология «майдана» и направлена на разрушение процесса интеграции бывших
советских республик, на провал успешно реализуемого проекта Евразийского союза.
Поэтому аналитики прогнозируют: следом за Украиной серьезные потрясения могут
ждать Белоруссию, а потом – Казахстан.
Что ж, посмотрим на нашу западную соседку, которую мы
привычно и не без основания называем «братской республикой».
Кое-какие «украинские приметы» здесь действительно стали
проявляться, и они не могут не настораживать.
Так, 25 марта в Минске на традиционном
шествии в День Воли (в честь провозглашения БНР в 1918 году) участники акции
несли не только флаги Евросоюза и Украины (российских флагов не было), но и
портреты Бандеры, Шухевича и других активистов УПА, скандируя при этом «Слава
Украине! Героям слава!». Около трех тысяч человек фактически прославляли
«подвиги» украинских полицаев, забыв про Хатынь и другие белорусские деревни,
уничтоженные бандеровцами. То есть процесс манкуртизации населения даже в
Белоруссии идет довольно успешно.
А на митинге оппозиционные политики говорили о том, что «у
Беларуси и Украины один враг – Кремль, который жаждет восстановления кровавой
империи». Они призывали бороться против «российской оккупации» и добиваться
того, чтобы Белоруссия вышла из всех интеграционных образований с Россией –
Таможенного союза, ОДКБ и будущего Евразийского союза.
Накануне 9 мая оппозиционное движение «За свободу» предложило
запретить на территории Белоруссии георгиевские ленточки. Лидер движения
Александр Милинкевич заявил, что она не ассоциируется с Днем Победы, а
«становится символом российского империализма, сепаратизма и военной агрессии».
И тут же Белорусское республиканское объединение «Белая Русь» и Республиканский
союз молодежи дали официальное указание на места: «Во время проведения
мероприятий и акций, приуроченных к 9 мая, следует использовать только
красно-зелёные ленты. Никаких георгиевских лент быть не должно». Многие
белорусы, конечно, проигнорировали этот запрет, но у всех чиновников и
ветеранов, приглашенных на гостевые трибуны во время праздника, на груди
красовался «национальный», а не «российский» символ, как и у самого президента
Лукашенко.
Недавно появилась информация о том, что в Волынской области
Украины создается белорусский добровольческий отряд «Погоня», который после
прохождения спецподготовки в военном лагере бандеровцев под Полтавой будет
направлен на войну в Донбасс. Оказалось, что молодежная военизированная
организация Украины «Национальный альянс» уже около десяти лет активно
сотрудничает с белорусским «Молодым фронтом» и «Молодежью БНФ», считающими себя
«Правым сектором» Белоруссии.
Белорусы воюют, правда, не только в рядах нацистских
батальонов «Айдар» и «Азов», некоторые из них сражаются сегодня и на стороне
донецкого ополчения. Но заметим: если добровольцы-антифашисты сами пробираются
на Донбасс, как их отцы и деды – в Испанию, то с правыми радикалами по обе
стороны украинско-белорусской границы работают давно и системно.
Означают ли эти факты, что белорусская оппозиция с явно
«майданным» нутром набирает свою силу и вскоре в Минске можно ожидать
«бульбашную революцию»? Конечно, нет. Всю ситуацию в стране по-прежнему
контролирует Лукашенко. Считая себя не только опытным политиком, но и хитрым
игроком, он то отпускает вожжи, то натягивает их.
Однако, согласно июньскому опросу НИСЭПИ, почти 18%
белорусов считают себя в оппозиции нынешней власти, а более 42% полагают, что
страна развивается в неправильном направлении. Для авторитарного режима
Лукашенко это довольно серьезный сигнал. И он его принял. Сейчас президент
демонстрирует период легкой «либерализации», которую он использует для торга, а
то и шантажа в своей внешней политике.
В первую очередь, речь идет о России. После присоединения
Крыма Лукашенко начал вести двойную игру. Он заигрывал с новой украинской
властью, встречался с Турчиновым, советовал Киеву ни при каких условиях не
соглашаться на федерализацию Украины, поддержал карательную операцию в Донбассе
и с радостью принял участие в инаугурации Порошенко. При этом он публично
«заступался» за Путина, уверяя, что Россия ни при каких обстоятельствах «не
аннексирует» Белоруссию.
Накануне прилета Путина в Минск по случаю празднования 70-й
годовщины освобождения Белоруссии от фашизма, Лукашенко, выступая на
торжественном собрании с речью о независимости, вдруг заговорил на белорусском
языке (чего не было с середины 90-х годов). По сути, конечно, это тоже был
сигнал, обращенный к нации, ведь оппозиция уже заявила о своих протестах против
участия российских войск в военном параде 3 июля. Таким образом, Лукашенко
подчеркнул, что белорусам нечего бояться – никто не претендует на независимость
республики. А на самом параде он заявил, что стратегическим партнером
Белоруссии является Россия.
Конечно, оппозиция намеренно нагнетает страхи, которых у
белорусского народа не существует. По данным того же исследования вильнюсских
социологов, более 62% белорусов считают присоединение Крыма к России
«восстановлением исторической справедливости» и 65,5% оценивают события на
востоке Украины, как «народный протест против нелегитимной власти», которую
считают «фашистской» почти 51% опрошенных. В то же время только 9,8% выступают
за то, чтобы Белоруссия и Россия стали единой страной, а за образование союза
независимых государств, связанных тесными политическими и экономическими
отношениями, высказываются сегодня 43,5% (в июне 2012 года таковых было 53,7%).
При необходимости выбора между объединением с Россией и вступлением в Евросоюз
первый вариант поддерживают почти 47%, а второй – 33% опрошенных.
Но, воздав должное России, Лукашенко начинает потихоньку
дрейфовать в сторону Запада. В последнее время наблюдается заметный рост
дипломатической активности официального Минска по размораживанию его отношений
с ЕС и США.
Белорусские дипломаты начали диалог с Брюсселем по упрощению
визового режима и экономической модернизации страны, с Вашингтоном они провели
консультации по вопросам международной безопасности. Сам Лукашенко побывал в
Белграде, который осмелился пригласить его, вопреки всем санкциям, и это ему
очень понравилось. В своем интервью сербским СМИ он заявил: «Европа, наверное,
протрезвела. По крайней мере, со мной уже здороваются и разговаривают. Это большой
прогресс».
Прогресс, конечно, пока еще мизерный, но, возможно, Запад
изменит свое отношение и к Белоруссии, и к ее президенту. По крайней мере,
оценит реверансы Лукашенко в сторону Киева и его риторику о независимости от
Москвы. И вряд ли США и Евросоюз откажутся от возможности каким-то образом
повлиять на расшатывание проекта Евразийского союза.
Остается только надеяться на то, что Запад не повторит свой
киевский сценарий «восточного партнерства» и не устроит в Минске госпереворот.
Тем более, что в Белоруссии нет основных игроков для «майдана», на которых
можно делать ставку – там нет как таковых олигархов, практически бездействуют
политические партии, а влияние оппозиции полностью зависит от желания Лукашенко
показать, что эта оппозиция все-таки существует.
Однако в Белоруссии происходят процессы, на которые и сам
Лукашенко при его всевластии не может серьезно повлиять. Это изменения в
конфессиональной структуре белорусского общества и создание своей белорусской
истории, отличной от истории русского мира. Если в 90-е годы республика была
ориентирована на главенство Православия и интеграцию с Россией, то теперь здесь
преобладает идея религиозной и внешнеполитической многовекторности.
Сегодня Белоруссия является своеобразным полигоном для
соперничества католичества и Православия, на фоне которого происходит усиление
протестантизма и униатства. Все большее влияние на умы и души христиан
оказывает Ватикан, а Лукашенко, называя себя «православным атеистом», по
некоторым данным, готовится подписать с папой римским конкордат – договор о
полугосударственном статусе католической «церкви». Если это произойдет, разрыв
Белоруссии с Россией будет неминуем.
Что касается переписывания истории, то этим увлекательным
делом сегодня занимаются многие белорусские интеллектуалы, формирующие
национальную идею. Они утверждают, что версия происхождения восточных славян из
«единого корня» – это плод творчества российских ученых XVIII-XIX вв.,
призванных обосновать притязания кремлевских правителей на белорусские и
украинские земли. А на самом деле белорусы – древнейшая нация, раньше других
принявшая христианство – напрямую из Византии. Но некоторые белорусские святые
были «родом из Рима», поэтому национальная и религиозная терпимость у белорусов
в крови, в отличие от «москалей». Во времена Великого княжества литовского
белорусы именовались «литвинами», но, обозначая свою православную
принадлежность, называли себя «русинами» или «рускими».
История взаимоотношений с Россией подается только как
процесс бесконечных войн и унижений национального достоинства белорусов.
Оказывается их, «мастеровитых и образованных горожан», насильно переселяли в
Москву. Ведь российская столица во второй половине XVII века была сплошь
неграмотна и потому белорусов расселяли по всему городу. «Каждый пятый житель
Москвы был тогда белорусом, – пишут эти «историки». – С той поры столица России
и начала по-нашему «акать», хотя вокруг нее до сих пор «окают».
Ну, а «москали», конечно, продолжали измываться над
белорусами – они гнали их на очередную захватническую войну в качестве
«пушечного мяса», продавали их на астраханских рынках в персидское рабство по
три рубля за душу, и в конце концов истребили весь генофонд нации. И Суворов –
это не великий полководец, а «каратель».
Дальше – больше: оказывается война 1812 года для Белоруссии,
в отличие от ее восточного соседа, не была отечественной. С Наполеоном белорусы
связывали свои надежды на освобождение от русского рабства, но они не сбылись.
А после своей победы российские власти стали проводить политику тотальной
русификации Белоруссии, уничтожая все национальное и самобытное.
При этом подчеркивается, что самой большой трагедией
является принижение роли Греко-католической церкви, поскольку именно униатство
является питательной средой белорусской нации. А дебаты вокруг вопроса: «Уния –
это проблема веры или проблема политики?» в последнее десятилетие занимают одно
из главных мест в теоретическом осмыслении основ для программы действий
белорусской оппозиции. И хотя лозунг: «Униатство – это национальная религия
белорусов» еще не нашел широкой поддержки и понимания, а экзерсисы по истории
пока не стали школьными учебниками, но интеллектуальная русофобия набирает свои
обороты точно также, как это было на Украине.
Так пытаются стимулировать белорусское национальное
самосознание и сформулировать белорусскую национальную идею, которая зиждется
на воспитании ненависти к России. Заказчики и исполнители этого процесса
прекрасно понимают, что рано или поздно он должен закончиться «майданом».