Глас православного народа Глас православного народа
Глас православного народа
Глас православного народа
Глас православного народа
Глас православного народа  
 
 
 
Глас православного народа
Глас православного народа
 


«Оптинская весна» стала мостиком к Церкви :: Беседа с членом жюри знаменитого фестиваля славянской песни Сергеем Трофимовым
Автор: admin   |   Просмотров: 1667   |   вопросы
Наша газета традиционно освещает события Международного конкурса-фестиваля славянской народной песни «Оптинская весна», финальный этап которого вот уже пять лет подряд проходит в старинном русском городке Козельске Калужской области. В этом году 18 мая на сцене местного Дома Культуры Российской Армии за звание «Лучший славянский голос» состязались талантливые исполнители из России, Белоруссии, Сербии и Боснии и Герцеговины. Представители Украины впервые не смогли приехать из-за трагичной ситуации, сложившейся в их стране. Победителей определило компетентное жюри: известная певица Ольга Кормухина, художественный руководитель Кубанского казачьего хора народный артист России проф. Виктор Захарченко, заслуженный артист России, популярный певец и композитор Сергей Трофимов, певица из Черногории Даница Никич, автор-исполнитель казачьих песен и баллад Сергей Матвеев, руководитель белорусского инструментального ансамбля «Лирица» Трофим Антипов и атаман Козельского хуторского казачьего общества «Оптинское» Алексей Крюков. Лауреатами первой степени стали: в младшей возрастной группе – 14-летняя Дарья Снеговская из села Сергеевки Воронежской области, в средней группе – уникальная исполнительница и автор собственных песен Татьяна Куртукова из Пензы, в старшей – Георгий Филипович из сербского города Ниша.
 
Мы побывали на фестивале, который на этот раз прошел еще успешнее, чем прежде – не в последнюю очередь этому поспособствовала удивительно теплая и дружественная атмосфера, доброжелательные отношения между конкурсантами, вопреки соревновательному характеру мероприятия. Порадовала и благодарная публика, не скупившаяся на аплодисменты и даже слезы. Никто не остался в обиде, выступавшие и зрители ощущали себя единым целым, творцами и участниками общего невероятно поднимающего дух и дающего твердую уверенность в победе над злом праздника славянской народной песни и Православной веры.

+ + +

После гала-концерта нам удалось побеседовать с одним из членов жюри – руководителем инструментального трио «Лирица» Трофимом Антиповым. Ансамбль был создан в сентябре 2000 года в городе Речице Гомельской области Республики Беларусь. В его составе, помимо Трофима (баяниста, выпускника консерватории г. Санкт-Петербурга (класс Заслуженного артиста России А.И. Дмитриева) и магистратуры Белорусской Академии Музыки г. Минска (класс Заслуженного артиста Республики Беларусь Н.И. Севрюкова)), – цимбалистка Елена Сочнева (окончила Белорусскую Академию Музыки г. Минска (класс доцента кафедры струнных народных инструментов Р.В. Подойницыной)) и мастер балалайки-контрабаса Андрей Сочнев (получивший образование в Белорусской Академии Искусств г. Минска (театральный факультет, специальность – звукорежиссура)). Коллектив много гастролирует как у себя в стране, так и за ее пределами, организует международный музыкальный проект «Лира-Фест» и проводит конкурс молодых инструменталистов «Золотая лира Полесья».

Трофим, Вы – лауреат различных международных конкурсов в России, Украине, Литве, Болгарии, Польше, Германии, Италии, Португалии, магистр искусств. Как Вы оцениваете организацию «Оптинской весны» и профессионализм ее участников? Что можете сказать о духовной цели этого конкурса-фестиваля – возрождении Святой Руси через проповедь традиционных славянских культурных традиций и нравственных ценностей?

– Мы не понаслышке знаем, как трудно провести музыкальный фестиваль или конкурс. Так вот, хотелось бы отметить, что организационный уровень «Оптинской весны» с каждым годом растет. В то же время повышается, что очень важно, и мастерство конкурсантов. А что касается духовности – например, на отборочные туры «Оптинской весны» у нас, в Белоруссии, приходят не только верующие люди, большинство – далекие от Церкви, хотя и не атеисты. Но с концертов, они, может быть, даже сами иногда того не замечая, уносят частицу веры, чистоты, святыни. А нам очень радостно участвовать в этой музыкальной, культурной проповеди Православия; мы каждый год готовимся, ждем поездки в Козельск, откладываем все свои дела, мирские проблемы, другие концерты… Оптина Пустынь – одно из тех мест, куда хочется приезжать как можно чаще; здесь – особый дух. Оптина заставляет о многом задумываться, учит смотреть на жизнь по-новому, духовно…
 
– А до участия в фестивале Вы сами как-то соприкасались с Православием, храмом, священнослужителями?

– Нет, для меня мостиком к Церкви стала именно «Оптинская весна». До того, как мы приехали сюда впервые, Андрей и Лена уже побывали в Оптиной как паломники. Андрей – крестный отец моей дочери, и он меня периодически воспитывал в духовном плане, увещевал, что нельзя не ходить в церковь, нельзя к некоторым вещам относиться, как я, критически и т. д. И вот, в первый раз я ехал на фестиваль как на обычный концерт и даже возмущался: «А почему не будет гонорара? Что это такое?» – это же наша работа, за которую мы привыкли получать материальное вознаграждение. Ребята объяснили мне, что «это не то место», но я не унимался: «Какая разница, какое место, если мы едем туда работать?» Но после встречи и знакомства с оптинскими батюшками все изменилось. Нам предложили стать организаторами отборочных туров в Белоруссии, и мы с радостью согласились. С каждым годом на нашей Родине появляется все больше желающих поучаствовать в этом песенном конкурсе, концерты проходят с аншлагом, телевидение освещает их в полном объеме, представители других культурных мероприятий даже упрекают журналистов, что они уделяют нам слишком много внимания. В этом году приятно было видеть на гала-концерте победителей отборочного тура, проходившем в Речице, зрителей из разных городов Беларуси, в том числе и из Бреста – а это 500 км от нас. Едут целыми группами, звонят заранее: «Мы из Могилева, сможем ли попасть на ваш концерт? Будут ли места в зале?..» Мы резервируем места, но людей так много, что некоторым приходится все равно стоять в проходах, в этот раз мы даже организовали трансляцию на улицу.

– Вы – член жюри финального тура «Оптинской весны» в Козельске. Расскажите, пожалуйста, чем Вы руководствуетесь при оценке выступлений конкурсантов, что важнее: исполнительское мастерство, умение держаться на сцене и артистизм или репертуар?

– Оценивать исполнителей только по мастерству нельзя. Например, на нашем конкурсе инструменталистов бывает так, что мастерство музыканта – беглость, – на ура, но мышление, фразировка – страдают. А что главнее? Нельзя сказать, что одно важно, а другое нет, все должно быть пропорционально, в комплексе.

Точно также и на «Оптинской весне»: можно исполнить песню с красивой мелодикой, а текст будет… Как сказал один музыкант: «Знаете, чем отличаются песни прошлых лет от нынешних, которые заполняют сегодня радио- и телеэфир? Тем, что раньше музыка писалась на стихи, а сейчас – на тексты». Тексты, в которых нет смысла. Т. е. глубокий смысл – одна из основных составляющих хорошей песни. Бывает, что у конкурсанта не получилось что-то спеть, например, по состоянию здоровья или технически что-то не сложилось, а слова песни берут за душу, трогают так, что просто невозможно поставить низкую оценку…

– Засилье безвкусицы, примитивизма, бездарности на современной сцене очевидно. Как, по Вашему мнению, можно этому противостоять?

– Наша задача очень простая – делать свое дело. И эти усилия, действия, подобны каплям, точащим камень. Думаю, я не погрешу, если скажу, что народная песня – своего рода молитва, слова которой не исчезают безследно: если человек ее исполняет, то до кого-то она обязательно доходит. То же самое касается и музыкальных произведений – это тоже слово, где в каждой ноте есть свой смысл; это мысли и чувства, выраженные языком музыки.

– Что Вы можете сказать о проблемах современного искусства?

– Возьмем, например, какую-нибудь музыкальную школу в Республике Беларусь, в России или где-то еще на постсоветском пространстве со своим штатом преподавателей. Была б моя воля, я бы 80 % педагогов оттуда уволил, как говорится, от греха подальше. Потому что они – профнепригодны в плане передаваемых ученикам знаний и навыков. А дети, естественно, не замечая этого, сильно повреждаются. Это беда всех бюджетных организаций – не только в области культуры, но и в сфере образования, здравоохранения и т. д. Схема очень простая: заканчивает студент музыкальное училище – еле-еле, на тройку (двойку не ставят, чтобы все-таки выпустить). Естественно, в Консерваторию, в вуз поступить он не в состоянии. Куда ему идти? Устраивается преподавателем в музыкальную школу. Но чему такой «специалист» может научить детей, если он сам ничего не знает? И этот процесс, к сожалению, ежегодно набирает обороты.

Кроме этого существует еще одна серьезная проблема – утечка кадров. Потому что люди, действительно способные заниматься искусством, творческие личности, получившие качественное образование и имеющие высокую работоспособность, вынуждены уезжать туда, где их труд оценивается и оплачивается достойно, – в европейские страны. Что касается нас, инструментального трио «Лирица», – наша основная работа – концертная деятельность, гастроли, командировки, хотя мы и преподаем в колледже и в школе. Каждый год нам предлагают переехать в Германию, Австрию, Словакию, Польшу… Но мы согласны только на сотрудничество – поехать поработать неделю-две, дать мастер-классы, помочь в чем-то. Но уехать навсегда – нет, потому что наши корни, наши родные, могилы наших предков – на Белой Руси. Родину не выбирают, также как отца и мать. И, если мы там родились, значит, так было угодно Богу, значит, это то место, где мы должны жить и трудиться – ради своего спасения и блага родной земли.

– Что Вы пожелаете читателям «Православного Креста»?

– Верить – в Бога, в Его Промысел, в то, что Святая Русь – Россия, Украина и Белоруссия – объединятся и возродятся. Творить добро. И, конечно же, приходить на «Оптинскую весну», чтобы послушать хорошие песни!

Газета «Православный Крест»
от 1 июня 2014 г. (№11/107)
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


Распечатать


Другие новости по теме:






апостасия, беззаконие, видео, военное, волчий собор, главная новость, глобализация - построение царства антихриста, гонения, ересь жидовствующих, еретики, иностранное, интервью, исповедничество, история, кощунство, крестный ход, культура, мировое антихристово правительство, народ, обновленчество, обращения, общественные организации, патриотизм, политика, праздник, протест, Русская Православная Церковь, святые, святые отцы, Сербская Православная Церковь, содомиты, суд, Украинская Православная Церковь МП, храм, царская власть, Церкви поместные, церковные каноны, экуменизм - ересь ересей, электронный концлагерь, ювенальный безпредел

Показать все теги
Глас православного народа
Глас православного народа
статьи и письма
Глас православного народа
Глас православного народа

Календарь
Глас православного народа
Глас православного народа
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Глас православного народа
Глас православного народа




Архив статей
Глас православного народа
Глас православного народа
Июль 2020 (24)
Июнь 2020 (21)
Май 2020 (53)
Апрель 2020 (46)
Март 2020 (55)
Февраль 2020 (50)


Глас православного народа
Глас православного народа

Глас православного народа
 
Глас православного народа
авторизация
Глас православного народа
Глас православного народа





ОПРОС:
Глас православного народа
Глас православного народа
Читаете ли Вы утренние и вечерние молитвы?

Да, каждый день
Не каждый день
Редко читаю
Только утренние
Не читаю



топ-статьи
Глас православного народа
Глас православного народа



Глас православного народа
Глас православного народа


Глас православного народа   Глас православного народа   Глас православного народа
© 2005-2020 газета "Глас православного народа" | написать письмо редактору Сорокиной Анастасии