В
субботу, 28 марта, митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом на
заключительном пленарном заседании Всероссийской научно-практической конференции«Цивилизационный
выбор народов России».
Мероприятие
состоялось в соответствии с противоестественным соглашением о взаимном
сотрудничестве между Казанской православной духовной семинарией и Российским
исламским институтом, а также Казанским федеральным университетом и Институтом
востоковедения Российской академии наук. Более того, сеанс межрелигиозного
миротворческого говорения состоялся в рамках торжеств по случаю 1000-летия
преставления святого князя Владимира – Крестителя Руси.
Миротворческая «духовная» культура
Доклад
митр. Илариона «Вера − формирующая сила и основа цивилизационной стабильности
государства» намеренно не уточняет, какую веру — истинную или ложную — он имеет
в виду.
В
самом начале митрополит отсылает к мистификации Арнольда Тойнби, который
говорил,что основу цивилизации составляет духовная культура. Мы называем
этот тезис мистификацией, поскольку в понятии Тойнби и митр. Илариона «духовная
культура» — это как жизнь человеческого духа в Боге, так и болезнь и смерть
духа через лжеверие и неверие.
Митр.
Иларион поясняет:
«Религиозные ценности являются как
первоосновой самоидентификации отдельной личности, так и основанием для
интеграции людей в общество. В фундаменте каждого этноса лежит единство личных
идентификаций составляющих его людей — их культурные ценности, святыни, нормы,
смыслы и идеалы бытия на протяжении всей истории. Религиозные ценности образуют
важнейший исходный пункт цивилизационной идентичности всякого народа. Именно
они составляют сердцевину генетического кода любой цивилизации, и уж тем более
такой сложной и многообразной, как российская».
Это
рассуждение компрометирует Православие, которое говорит о себе, что оно есть
единственная истинная вера. Православие, в отличие от других религий, вообще
утверждает не «религиозные ценности», которые может признавать и неверующий, а
истины веры, истины спасения, утверждает Божии заповеди.
Хорошо,
конечно, что наряду с другими верами митр. Иларион признает за Православием
роль в жизни отдельного человека. Но, во-первых, эта роль явно подчиненная,
несамостоятельная, а служащая «высшей» цели — интеграции людей в общество.
Во-вторых, умалчивается, какую роль играют «духовные ценности» в жизни
человека: убивают его душу или спасают, вводят в рай или в ад, или не делают ни
того, ни другого.
Митрополит
рассуждает о секулярных фантомах типа фантастического «генетического кода»
вымышленной «российской (а не русской) цивилизации», и поэтому в типичном
секулярном ключе говорит об инструментальном значении Православия:
«Православие стало важнейшим скрепляющим
фактором в процессе формирования национального самосознания Руси. Православие столь же важно для нашей страны, как язык,
как историческая память, как жизненная среда (выделено нами.- Ред.).
Это коренная, формирующая сила России»
.
Для
чего нужно такое светское понимание Христианства, становится ясно тут же,
поскольку оказывается, что
«вместе с Православием в конфигурацию взаимодействующих духовных сил включаются и другие вероисповедания,
среди которых доминирующим является Ислам. Эту религию также можно считать
традиционно российской. В России Ислам, как и Православие, является
существенным фактором формирования менталитета народов, этническое и
национальное самосознание которых развивалось во взаимосвязи этих двух
вероисповеданий».
«Мир, мир!», а мира нет
Делая
уступки такого рода иным вероисповеданиям, и прежде всего магометанству, митр.
Иларион жертвует тем, что единственно важно для жизни человеческого духа.
Такого рода рассуждения возможны, только если забыть о Христе, притвориться,
что Его нет.
Но
может быть, хотя бы в мирской и преходящей жизни эта жертва истиной принесет
хоть какие-нибудь плоды? Этого совсем не видно. Взамен митр. Иларион отсылает
слушателей к евразийским фантазиям Петра Сувчинского, Льва Гумилева, и, что
характерно, Олжаса Сулейменова, а затем и к своим собственным:
«Тюркско-славянские контакты стали частным
проявлением на российской почве более широкого феномена — межцивилизационного
христиано-мусульманского взаимодействия и создания гармонично существующего
многонационального и мультирелигиозного государства».
Хотя
взаимодействие предателей Христианства с магометанами, действительно, имеет
место, но такого государства, очевидно, не было и нет. И это к лучшему, потому
что такое государство было бы невиданным в истории религиозно-светским
многоголовым монстром.
Впрочем,
митр. Иларион начертал уже некоторые заповеди для этого чудища:
«Задача светского государства — не
отгородиться от религии, а наоборот, оценить потенциал присутствующих в нем
вероисповеданий, создать условия для их естественного поступательного развития,
чтобы они жили в мире и согласии, чтобы тот радикализм, который встречается на
обочинах различных религиозных движений, не имел почвы для своего развития. В
этом заключается общая задача и государства, и религиозных лидеров».
Эти
заповеди весьма противоречивы. Митрополит Иларион предписывает стремиться к гармонии
и толерантности и требует от российского государства создать условия для естественного
поступательного развития истинной веры наряду с ложными. С другой стороны,
он предостерегает от насаждения плюрализма, поскольку, видимо, есть
на свете какой-то еще более ужасный плюрализм, нежели исповедуемый им самим.
Антимодернизм.Ру