Недавно, на пресс-конференции
после визита в Южную Корею, римский папа
Франциск заявил, что намерен
последовать примеру своего предшественника Бенедикта XVI и отречься от
престола, т.к. жить ему якобы осталось года 2-3, и он не имеет здоровья
исполнять свои обязанности. Комментирует эту
новость известный историк Церкви, к.филол.н., доцент СПбГУ диакон
Владимир
Василик.
«Мне менее всего хотелось бы обсуждать римо-католический мир,
потому что эта "церковь" не принадлежит к Вселенской Церкви. Как говорил отец
Иоанн Кронштадтский, это есть некое большое христианское образование,
сообщество, которое невозможно именовать Церковью. Как говорит апостол Павел: "Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит
Бог" (1Кор. 5:12-13). Но поделюсь некоторыми наблюдениями. Обыкновенно
отречение пап предшествовало неким бурным событиям, которые потрясали римо-католический мир, ставя его в жесткую зависимость от государств и структур
века сего. К примеру, так произошло в ситуации с Целестином V, который отрекся
в 1294 году, его место занял амбициозный папа Бонифаций VIII, который пытался
бороться с французским королем Филиппом IV за власть над французской церковью.
Для папства все закончилось катастрофой. Папа был захвачен канцлером короля
Филиппа IV Гильомом Ногаре, подвергнут публичным унижениям и побоям. От таких
событий папа сошел с ума и спустя месяц умер от безумия.
Следующий папа Климент V стал пленником французского короля.
Под предлогом безопасности он был перевезен в Авиньон, находившийся под
французским контролем. С этого момента начался авиньонский период пленения пап.
Этим событиям предшествовало отречение Целестина V, человека хорошего, но
слабого духом. В "Божественной комедии" Данте Алигьери Целестин находился в
преддверии ада, среди тех, кого отвергло небо.
Их свергло небо, не терпя пятна;
И пропасть ада их не принимает,
Иначе возгордилась бы вина.
Про Бенедикта XVI не скажешь, что он был беглец, при всех
странностях его богословия и при всех уступках секулярному веку сему, он
старался придерживаться традиционных ценностей, за которые до конца боролся. Но
что-то возникло сильное и страшное, сподвигнувшее его отречься от престола. Заявление
Франциска бзагадочнее и потому страшнее. Судя по его декларациям, Франциск еще
более уступчив, чем Бенедикт: он сделал целый ряд реверансов в сторону
западного общественного мнения, но, ему так и не удалось угодить сему миру. Его
заявление - это вынужденный поступок. Странно звучит из его уст мысль о том,
что спустя два-три года он умрет. Предположим, ему поставили диагноз: рак. Но,
это заболевание во многих случаях лечится успешно. Особенно, если учитывать
медицинские возможности главы Ватикана. Однако в любом случае можно бороться с
болезнью. Мне известен целый ряд примеров, когда люди чудесным образом
исцелялись или благодаря постоянной медицинской поддержке проживали долгие
годы.
Но, быть может, папе было видение?! В этом случае трудно не
заподозрить в этом прелесть, учитывая католическую традицию. Если человеку
осталось жить два-три года, то тем более он должен думать не о покое, а о том,
как послужить церкви. За отведенное ему Богом время сотворить как можно больше
добра, которое в католической традиции неразрывно связано с внешней
деятельностью.
Позвольте мне, читатель, предложить некую конспирологическую
версию заявления Франциска. Возможно, что этот ход был связан с нажимом на
папу, предупреждение о его возможной ликвидации через два-три года, а быть
может и раньше. Это вынужденный шаг, за которым, возможно, следующего папу
постигнет судьба Бонифация VIII. Как об этом писал Данте Олигьери:
Но я страшнее вижу злодеянье:
Христос в своем наместнике пленен,
И торжествуют лилии в Аланье.
Я вижу - вновь людьми поруган он,
И желчь и уксус пьет, как древле было,
И средь живых разбойников казнен.
Возможно, что римо-католическую "церковь" ждут тяжелые
времена, вся волна христофобии, которая невооруженным взглядом видна на Ближнем
Востоке, коснется не только т.н. Дохалкидонских церквей, но и римо-католическую
"церковь". Не исключено, что ее ждут серьезные беды и преследования. Конечно,
такому развитию событий можно только посочувствовать. В любом случае ничего
хорошего из этого акта не последует.
Возможно, что на место Франциска предложат молодого
либерала, который, подобно Горбачеву, будет заниматься демонтажем, только не
СССР, а Римо-католической церкви. Некий аналог можно увидеть в судьбе
Советского Союза. После смерти престарелых генеральных секретарей появился
молодой реформатор, который все разрушил. В этом случае, папы также были
преклонного возраста, правда, они не умирали, но отрекались. Ныне возможно
повторится нечто подобное».