«Эффект Бергольо», как называют журналисты чрезвычайную
открытость папы римского «миру сему», обладает такой силой воздействия, что
журнал Jewish Daily Forward, являющийся рупором либерального иудаизма в США,
решил включить понтифика в список 2013 «Форвард 50», который объединяет
выдающихся евреев года. По правилам составления списков, двое из 50 могут быть
неевреями, и выбирают их из числа тех, кто проявляет уважение и понимание к
еврейской культуре.
Такой «заслуги» понтифик удостоился за то, что «всего лишь
за 8 месяцев превратил вопрос об улучшении отношений с иудейским миром в
ключевой вопрос». Он также не упустил ни одной возможности, чтобы осудить
антисемитизм и запланировал на следующий год визит в Израиль.
Действительно, отношению с иудеями Х.М.Бергольо уделял
всегда особое внимание. Совместно с известным израильским раввином Авраамом
Скорка он написал книгу-диалог «На небе и на земле», а также стал автором
предисловия к книге другого раввина Серхио Бергшама, которого он назвал одним
из своих учителей. Бергольо неоднократно посещал синагогу Буэнос-Айреса,
отмечал иудейские праздники, возжигал свечу во время Хануки, и не нашлось
никого, кто напомнил бы папе правила Святых Апостолов (правило 70: «Аще кто,
епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще кто из списка клира, постится с
иудеями, или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как то,
опресноки, или нечто подобное: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет
отлучен»; правило 71: «Аще который христианин принесет елей в капище языческое,
или в синагогу иудейскую, в их праздники или возжет свечу: да будет отлучен от
общения церковного»).
Бергольо в течение многих лет активно сотрудничал с
Еврейским латиноамериканским конгрессом (ЕЛК), организуя собрания еврейской
молодёжи, участвовавшей в его программе «Новые Поколения». Так что
неудивительно, что глава ЕЛК Клаудио Эпельман крайне положительно отозвался о
новом папе, заявив: «У нас нет никакого сомнения, что он будет отлично
работать, руководя католической "церковью"». С большой радостью приветствовало
избрание Бергольо и руководство Бнай Брит. В свою очередь понтифик в день
своего избрания выкроил время, чтобы написать письмо иудейскому сообществу, в
котором, в частности, указал: «Я горячо надеюсь, что смогу способствовать
прогрессу, которым отмечены иудейско-католические отношения со времён Второго
Ватиканского собора, в духе обновлённого сотрудничества».
2 сентября, накануне еврейского нового года папа впервые
принял в Ватикане делегацию Всемирного еврейского конгресса (ВЕК), которую
призвал к усилению диалога между религиозными сообществами, который он назвал
«ключом для построения общего будущего». Напомнив сказанные им ещё в июне
месяце на встрече с Международным еврейским комитетом за межрелигиозные
организации слова, что «христианин не может быть антисемитом», он добавил:
«чтобы быть хорошим христианином, необходимо понимать иудейскую историю и традиции»,
так как «у иудеев и христиан одни и те же корни». И опять не нашлось никого,
кто, понимая иудейскую историю и зная о корнях иудаизма, напомнил бы папе
Франциску слова Господа Иисуса Христа, сказанные иудеям: «...если бы Бог был
Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо не Сам
от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что
не можете слышать слова Моего! Ваш отец дьявол; и вы хотите исполнять похоти
отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в
нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:42-44).
Вместо этих слов на встрече прозвучали другие слова,
сказанные президентом ВЕК Рональдом С. Лаудером, заявившим, что «никогда,
начиная с 2000 г.,
отношения между католической "церковью" <ковычки ред.> и еврейским народом не были такими
хорошими. Деятельность сменявших друг друга пап в течение 5 последних
десятилетий способствовала преодолению многих предрассудков. Это помогает нам
теперь работать вместе в защиту религиозной свободы повсюду, где она находится
под угрозой и о каком бы сообществе ни шла речь».
Укреплению иудейско-католических связей приобретает особое
значение в свете активизации образовательной деятельности иудеев и католиков в
России. Тем более, что Лаудер, чьё общее состояние оценивается в 2,5 млрд.
долл., ещё в прошлом году вошёл в бюро президиума Российского еврейского
конгресса (РЕК) и принял решение аккумулировать в структурах РЕК все средства,
которые он расходует на благотворительные и образовательные цели в России(спонсированием еврейского образования в Восточной Европе и бывшем СССР он
занимается с 1997 г.).
Суммарное состояние первых лиц РЕК (Михаил Фридман, Герман Захарьяев, Михаил
Мирилашвили и др.) составляет более ста миллиардов долларов.
Тогда же, в сентябре, итальянская газета La Repubblica опубликовала
письмо папы, в котором он подтвердил близость иудеев и католиков, подчеркнув,
что «иудеи до сих пор остаются для нас священным корнем, из которого вырос
Иисус» и что «Бог никогда не изменял Своей верности завету с Израилем». В своём
недавнем обращении к иудеям, он, как это принято со времён Иоанна ХХIII назвал
их «старшим братом».
В декабре 2006
г. «старший брат» понтифика, в лице высшего
законодательного органа консервативного иудаизма, центрального течения во
всемирном иудаизме, проголосовал за то, чтобы разрешить гомосексуалистам посвящение
в сан раввина и заключение однополых союзов. В другой (реформистской) ветви
иудаизма, распространённой в Соединённых Штатах, решение о легализации
однополых браков и о посвящении представителей секс-меньшинств в раввины было
принято ещё в марте 2000 г.
на Центральной конференции американских раввинов. Однополые пары
гомосексуалистов в Государстве Израиль имеют право усыновлять детей, включая
детей, не являющихся биологическими родственниками ни одного из
гомосексуалистов. В августе 2010
г. образовательная комиссия тель-авивского
муниципалитета единогласно утвердила предложение о включении в школьную
программу обучения всех городских школ обязательного курса по ознакомлению с
«гей-общиной», которое вступило в силу в 2011 г. Наконец, в Израиле проводятся самые
массовые и пышные гей-парады, на которых присутствует и посол США в Израиле.
Тель-Авив в туристических путеводителях вышел на первое место в списке
дружелюбных к «геям» городов, обогнав Амстердам и Сан-Франциско.
«Старший брат» подаёт пример, и вот уже в июле 2013 г. папа римский
заявляет, что гомосексуальная ориентация не является греховной и выступает
против осуждения и дискриминации «геев», подчеркнув, что им нужно помочь
интегрироваться в общество. А в октябре Ватикан направил по всему миру
социологический опросник, содержащий 39 пунктов, касающихся вопросов о семье,
повторных браках и абортах, однополых браках, возможности усыновлении детей
однополыми парами, воспитании детей в нетрадиционных семьях. Представленные в
вопросах ситуации никак не укладываются в рамки католической доктрины, что
вызвало разговоры в СМИ о том, что результаты опроса могут привести к
изменениям в церковных правилах, что подтвердил и представитель Ватикана,
заявив, что если изменения и начнутся, то будут происходить медленно (это,
напомним, крайне характерно для тактики иезуитов, которые никогда не совершают
резких действий). Результаты опроса буду рассмотрены на Синоде, но что с ними
делать предстоит решить лично папе Франциску, который о своей позиции уже
заявил: «Если человек - гей и обладает доброй волей и стремится к Богу, кто я
такой, чтобы судить его?». Эту фразу в СМИ назвали «одними из самых
прочувственных и революционных слов, когда-либо произнесённых римским
понтификом в отношении геев». Таким же революционным является и обращение папы
римского, впервые в истории католической церкви, к общественному мнению для
внесения изменений в церковные правила. При этом совершенно очевидно, что и
само применение такой демократической процедуры, и содержание вопросов сами по
себе уже оказывают перестроечное воздействие на сознание католиков: если сам
папа спрашивает о недопустимом, насколько оно допустимо, то, значит, оно
допустимо.
Ольга Четверикова