«Жизнерадостный, слегка галлюциногенный сельский примитив» или Гельман «отдыхает», – именно такое определение дал отец Ростислав фрескам, находящимся в храме, освященном во имя преподобного Амвросия Оптинского (Поселок Сосновый Бор. Загородное хозяйство Успенского подворья).
Третий день международной конференции «Современная икона в мире» прошел в Успенском подворье в пос. Сосновый Бор. Это в двух часах от Питера на автобусе. Организована была конференция великолепно. Что касается технического оснащения, оборудования, координации перемещения в пространстве (гостиницы – выставочный зал – церкви – экскурсии...) – здесь и комар носа не подточит. Однако, почему именно посещение этой обители было запрограммировано нашими организаторами как заключительный аккорд – совершенно непонятно. Итак, начну по порядку. Вот, мы приехали и увидели здание церкви.
Изображенная на фасаде «Троица» уже могла бы дать повод для сомнений... но ведь все приехали в таком хорошем настроении! Кто бы мог подумать, что уже через 10 минут мы увидим нечто ТАКОЕ, что вообще трудно себе представить в контексте православного монастырского храма.
В крипте (нижней церкви) располагается очень креативная выставка, посвященная расстрелянной царской семье. И даже не столько всей семье, сколько невинно убиенным детям в частности.
Игумен Ростислав (Якубовский) (на последнем фото) прокомментировал это уточнение следующим образом: «Понимаете, мы с художницей, которая делала эту инсталляцию, хотели показать именно трагедию убийства престолонаследника и его сестер, так как убийство детей – это особенно жутко. Ладно там... взрослые, они... ну, так сказать, обременены грехами, они жили, свершали, порой, ошибки... а вот дети – их особенно жаль». Однако. И ничего, что «грешные взрослые» тоже причислены к лику святых?... Впрочем, за них мы тут можем только порадоваться. От дерзкой и креатиффной художницы им не досталось. А по детям прошлись тяжелой артиллерией. Их гигантские головы катятся по стенам а из носов и глаз текут синие сопл струйки голубой крови (прим. о. Ростислава).
И на этом фантазия игумена не иссякла! Нет, он решил пойти дальше, и пригласил художника Александра Ищенко, чтобы тот «украсил» стены храма яркой и жизнерадостной росписью. (Пока расписан лишь один придел, но уже есть планы по поводу купола и центрального нефа)
(Еще фотографии здесь: http://www.blagoemesto.ru/news.php?id=4 5)
На последней фотографии творец и заказчик рассказывают о том, что одно из главных «достоинств» фрески, на которое обязательно стоит обратить внимание нам, профессионалам, это то, что ни один орнамент не повторяется! И даже немножко проф. Кордис в кадр попал.
Сперва мы просто онемели. Ноги подкашивались, и мы не могли понять как вообще возможно видеть то, что мы видим!? Затем, сперва робко, но потом все более четко люди стали высказывать свое недоумение, а вслед за этим – и явное неприятие такого художества. Причем, ни гостеприимный хозяин, ни художник так и не смогли понять а что, собсно, нам не понравилось? «Нет, но вы объясните мне, – вопрошал игумен Ростислав, – а что здесь не так? Мы где-то не соблюли канон!? Ну да, это отличается от средневековых фресок, но ведь не всю же жизнь копии штамповать!?»
И ни замечания И.К.Языковой, что «Спас нерукотворный» – это и есть весьма слабая, ничтожнослабая копия с известнейшего оригинала, ни указание иконописцев на то, что эти фрески как минимум неуместны здесь потому, что они никак не вяжутся с архитектурой храма,... ничто не в силах было переубедить, или хотя бы немного смутить о. Ростислава.
На вопрос: «Александр, Вы раньше занимались иконописью?», – художник ответил: «Нет, но базовые познания я, разумеется, имею». Но какие именно базовые познания в арсенале у этого творца мы так и не смогли понять (а он – не смог объяснить).
В конечном итоге, игумен сказал: «И не думайте, что тут дело в деньгах! Нет! Денег у нас много. Да если б я хотел – мы бы любого из вас бы купили, чтоб нам тут стены разрисовал!». И это заявление наш переводчик перевел на английский (с нами в группе были и проф. Кордис, и иконописцы Тодор Митрович и Элиас Дамианакис...). После такого поворота событий мы просто опешили. И чего тогда, спрашивается, было нас сюда привозить? Тут все такие счастливые, самодостаточные...
Затем мы посетили страусиную ферму, расположенную неподалеку от церкви, и отправились в гостиницу «Благое место».
Групповое фото на память:
И парочка снимков фасада гостиницы (все уже узнают руку мастера?)
Почему-то эта белка в странной позе фигурировала в нескольких сюжетах
Пообедав, мы приступили к чтению докладов и круглому столу, на котором всем собравшимся было предложено обсудить «жизнерадостный, слегка галлюциногенный сельский примитив». Обсуждать-то тут по-сути особо нечего... но это, очевидно, было понятно не всем. Когда искусствовед Оксана Губарева все-же взяла слово и сделала несколько конструктивных замечаний по поводу увиденного, о. Ростислав возразил, что
«Это лишь Ваше частное мнение!». На что госпожа Губарева резко (и справедливо) парировала: «Нет, Вы знаете, здесь "частных мнений" нет. Здесь – мнения профессионалов. В этом зале – люди, положившие годы жизни, все свои силы на изучение иконописи и создание икон».
Весьма тактичен был ответ профессора Кордиса на вопрос: «Каково его мнение по поводу этих фресок?» – «Я думаю, что мне было бы очень, ОЧЕНЬ трудно молиться в этом храме».
Выступил и отец Джузеппе Пиовано (Италия): «Я, как монах, наверное должен был бы воздержаться...но все-же не могу во-первых: не отметить смирение, с которым художник сегодня принимает критику в свой адрес, а во-вторых: хочу спросить у игумена этой обители ЧЕМ ЖЕ ВЫ РУКОВОДСТВОВАЛИСЬ, когда решили вот так вот разрисовать храм?» О.Ростислав был лаконичен: «Нравится, просто. Ну, весело же. Позитивно». А на наш вопрос «А что же думает Ваше начальство по поводу всего этого?», – игумен отвечал: «Ну, пока никто из них сюда не приезжал...»
Что ж. Если соберутся как-нибудь, и заедут, то, быть может, повеселятся.
P.S.: Вот до сих пор не могу понять: зачем было собирать иконописцев, профессоров со всего мира, чтобы вот так с ними поступить? Попытаться их унизить и «опустить». Зачем именно вот этим надо было закончить конференцию, которая до сего момента была событием исключительно созидательным, информативным, интересным и полезным?