Несмотря на принятие в феврале 2013 года Архиерейским
собором документа «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и
обработки персональных данных», в церковной среде не утихают споры о внедряемых
в нашу жизнь цифровых новшествах. Поскольку клирики и миряне РПЦ МП имеют
различные мнения по этому вопросу, очевидно, что он нуждается в дальнейшем
изучении и осмыслении, как и отмечено в церковном документе. Публикуя статьи
православных юристов и экспертов в области электронных технологий, а также
проповеди и интервью со священниками на тему глобализации, редакция вносит свою
скромную лепту в этот непростой процесс. Предлагаем ознакомиться с полученным
нами по электронной почте письмом священника Виталия и комментарием к нему нашего
постоянного автора иеромонаха Петра (Семенова).
ПИСЬМО СВЯЩЕННИКА ВИТАЛИЯ:
Здравствуйте, уважаемая редакция! Пишет вам православный
священник (в сане с 1979 г.). В ответ на интервью со священником Георгием
Правдолюбовым (см.: «ПК» № 24 (96) и 1 (97), – примеч. ред.) хочу высказать
свое мнение об универсальной электронной карте. Его слова на эту тему
бездоказательны, и митрополит Владимир Почаевский – ни для кого не авторитет
(такое явление как настоятель монастыря в епископском сане чуждо Православию,
кроме тщеславия здесь больше ничего нет).
Если отец Георгий опирается на мнение Филимонова В.П. по
поводу неприятия ИНН, новых паспортов, УЭК и т. д., то он делает
непростительную богословскую ошибку, т. к. Филимонов произвольно и самочинно
толкует Апокалипсис, где говорится о печати антихриста (см.: Откр. 13, 16–18).
Вопреки ясному толкованию Святых Отцов (св. Иринея Лионского), он взялся
утверждать, что имя антихриста – «666» – не есть его имя, а это якобы
электронное имя, данное человеку от антихриста. Это еретическое, самовольное,
богохульное толкование. Святой Ириней Лионский назвал возможные имена
антихриста, исходя из числа «666», – два греческих и одно римское (см.: «Против
ересей»).
Ссылка на высказывания старца Паисия Афонского († 1994) об
ИНН и других документах – тоже следствие заблуждения, т. к. Греция давно
вступила в Евросоюз и там эти документы имеют полную юридическую силу, а РФ не
входит в ЕС и у нас они остаются внутригосударственными бумагами. Так что можно
брать эту пресловутую «страшную», замордованную, заклейменную профанами УЭК!
Сам Господь наш Иисус Христос сказал об отношениях с государством: Итак,
отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22, 21). Тем более, что никакого
антихриста в мире нет, а когда он явится, то будет ЗАСТАВЛЯТЬ отрекаться от
Иисуса Христа в обмен на принятие печати. А в РФ никого не заставляют
отрекаться от веры при получении УЭК.
Да хранит вас Господь! Будьте внимательны, когда печатаете
какие-то статьи или интервью. Возможно, среди вас нет глубоких богословов. К
сожалению, одного сана епископа или священника не достаточно для того, чтобы
его высказывания делать достоянием гласности. Кстати говоря, ваша газета
зарегистрирована государством, значит, вы все имеете и ИНН, и все остальное, а
простых людей соблазняете и доводите до истерики и до неоправданной нищеты,
убеждая не брать УЭК. Подумайте о своей ответственности перед Богом и ближними!
Такими статьями вы берете большой грех на душу, приносите вред вместо пользы
людям.
С уважением, отец Виталий
ОТВЕТ РЕДАКЦИИ «ПРАВОСЛАВНОГО КРЕСТА»:
Здравствуйте, уважаемый отец Виталий, благословите!
Благодарим Вас за письмо. Для нас всегда ценны отклики читателей, даже если они
не разделяют редакционную позицию.
Будучи верующими людьми, мы вполне отдаем себе отчет, что и
с какой целью публикуем, стараясь не забывать о предстоящем на Страшном Суде
Божием ответе за всякое праздное слово. Тем более для нас важно не смутить
читателей и не нанести им душевного вреда. Конечно, среди нас нет глубоких
богословов, но мы советуемся с духовными отцами и проверяем все свои публикации
на соответствие учению Православной Церкви.
Ваша точка зрения нам ясна. Мы постараемся опубликовать в
газете Ваше письмо и попросим прокомментировать его кого-либо из
священнослужителей.
Наш коллектив открыт к обсуждению этого и других актуальных
вопросов современной церковной жизни.
С пожеланием помощи Божией,
редакция «ПК»
КОММЕНТАРИЙ ИЕРОМОНАХА ПЕТРА (СЕМЕНОВА):
Газетные статьи представляют собой авторские монологи, при
получении же отзывов читателей завязывается некий диалог, поэтому я с интересом
прочел письмо отца Виталия. С почтением относясь к сединам и священническому
опыту пастыря, служащего с богоборческих советских времен, не смог не обратить
внимание на отрицание им авторитета других уважаемых архипастырей, пастырей и
старцев. Так, утверждения отца Георгия Правдолюбова, по словам отца Виталия,
бездоказательны, мнение митрополита Почаевского Владимира – несущественно, а
ссылки на высказывания старца Паисия – ошибочны. Иными словами, по мысли
священника, старцы, иерархи и духовники могли и могут ошибаться. Это
справедливо, и никто из благомыслящих не поспорит, что как сам священный сан,
так и время служения в нем не могут быть гарантией непременной правоты. Но
отсюда следует, что и автор письма не застрахован от ошибок.
Указывая на голословность утверждений отца Георгия, отец
Виталий, к сожалению, не уточняет, в чем именно это проявляется. Перед
составлением комментария я внимательно ознакомился с содержанием обсуждаемого
интервью с отцом Георгием: слова батюшки достаточно обоснованы; это речь
пастыря, твердо стоящего в истине, чьи убеждения зиждутся на святоотеческой
традиции.
Как известно, огромное значение в духовной жизни христианина
имеет присутствие опытного наставника, с помощью которого верующий человек
может найти ответы на различные жизненные вопросы, в том числе и касающиеся
сложных глобализационных процессов. Отцу Георгию посчастливилось пользоваться
советами такого богомудрого руководителя – слава Богу! Но даже до людей, не
имеющих старческого окормления, православные фильмы, сайты, газеты и журналы
доносят антиглобалистскую позицию наших русских старцев – архимандрита Кирилла
(Павлова), протоиерея Николая Гурьянова, иеросхимонаха Рафаила (Берестова),
архимандритов Ионы и Тита Одесских и многих других. Все эти высокодуховные лица
современного Православия единодушно указывают на опасность внедряемых
электронных новшеств, особенно четко выраженную в словах отца Кирилла
(Павлова): «Сегодня – номер, завтра – карточка, послезавтра – печать».
Примечательно, что возвысившие свой голос против
глобализационных процессов наши богомудрые старцы являются хранителями традиций
православного монашества, которое всегда отличалось наибольшей ревностью в деле
защиты Священного Предания и Православной веры. Укажу лишь на некоторые
исторические примеры.
Основоположник отшельнического монашества преподобный
Антоний Великий во время гонений на веру оставил пустыню и пришел в
Александрию, чтобы укрепить мучеников и исповедников в их подвиге. Преподобный
Максим Исповедник претерпел урезание языка и отсечение руки за обличение ереси
монофелитов. Преподобный Иосиф Волоцкий со святителем Геннадием Новгородским
отстояли Русскую Церковь в борьбе с ересью жидовствующих. Святитель Иннокентий
Пензенский и архимандрит Фотий (Спасский) в XIX веке защищали нашу Церковь и
страну от грозившей им масонской революции, отодвинув ее наступление почти на
100 лет. В безбожное советское время при настоятельстве архимандрита Гермогена
(Голубева) Киево-Печерская лавра стала оплотом противостояния обновленчеству в
Киеве и на всей Малой Руси. Тот же подвижник, уже в сане архиепископа, в 60-е
годы почти в одиночку выступал против хрущевских гонений, пытаясь
воспрепятствовать попранию прав Церкви. В 70-е годы XX века, проявив
совершенное безстрашие, преподобный Амфилохий (Головатюк) не допустил закрытия
Почаевской лавры богоборцами. А в Тбилиси, также в самый разгар строительства
коммунизма, преподобный Гавриил (Ургебадзе) открыто проповедал пагубность
безбожия, уничтожив на центральной площади Грузии портрет Ленина. Все они
претерпели за свою стойкость в вере неисчислимые гонения и страдания, но
сохранили верность Христу, Который прославил их различными чудесами.
Что же касается наших современных русских старцев – отцов
Николая Гурьянова, Кирилла (Павлова), Адриана (Кирсанова), Петра (Кучера),
Рафаила (Берестова) и иных, – то в свое время большинство из них сподобились
духовного общения с новыми мучениками и исповедниками XX века. И почти все они
сами претерпели гонения.
Отец Виталий священствует с 1979 года, а иеросхимонах
Рафаил, приняв священный сан гораздо ранее, примерно в 1980-м году уже ушел в
пустыню. Десять лет он подвизался в отшельничестве, а затем стал проходить
скитский образ монашеской жизни, и уже многие годы спасается со своими
учениками на Афоне и в горах Абхазии. На Святой Горе к нему как к духоносному
наставнику за советами обращается не только русская братия, но также сербы и
болгары. Его духовный авторитет признают и греческие старцы (например, схимонах
Гавриил). А отец Кирилл (Павлов) своими подвигами и духовными дарованиями
уподобился преподобным Оптинским Старцам. Про батюшку же Николая Гурьянова еще
при его жизни Пресвятая Богородица открыла одному монаху, что ныне нет ему
равных на духовном пути.
И все эти подвижники предупреждали и предупреждают о
духовной опасности процесса глобализации и принятия электронных документов.
Неужели все они в прелести? Конечно, нет, напротив, это смиренные люди, и рядом
с ними ощущаешь большую духовную радость и благодать Божию. Разве они не
знакомы с текстом Апокалипсиса и не читали толкований на него? Нет, они прочли
не одну, а множество святоотеческих книг с толкованиями, но кроме этого еще
имеют духовное просвещение и пребывают в богообщении, на личном опыте испытав
брань с духами злобы, одолев свои страсти и стяжав добродетели, а с ними и Духа
Святаго, сообщающего им ведение тайн Божиих.
Да и Почаевский владыка Владимир, чье мнение нашему
уважаемому оппоненту видится не
заслуживающим внимания, тоже весьма духовно опытен. В его обители даже в
советские годы не прерывалась традиция благодатного старчества, и он получил
отличную духовную выучку. К тому же митрополит Владимир в своих взглядах не
одинок. Его позицию разделяет митрополит Агафангел, старейший иерарх Украинской
Православной Церкви Московского Патриархата, которому точно нельзя отказать в
духовном авторитете. А как быть с многочисленными Обращениями Священного Синода
УПЦ МП к властям, в которых указывается на «типологическое сходство»
устанавливаемой сейчас системы с «ограничениями апокалиптических времен»? И
можно ли игнорировать документ «Позиция Церкви в связи с развитием технологий
учета и обработки персональных данных», принятый Архиерейским собором 2013
года, в котором признается обоснованность опасений верующих и недопустимость
принуждения их к принятию электронных новшеств?..
Разумеется, у каждого человека есть свободная воля. И даже
Сам Господь Бог не может принудить его, если тот не желает в чем-либо
разбираться. Поэтому, конечно, проще назвать все приведенные доводы и факты
бездоказательными и ошибочными, не вдаваясь в подробности, не будоража себя. Но
лучше каждому человеку, будь то иерарх, священник или мирянин, отложить свои
прежние устоявшиеся мнения и еще раз, без предубеждений, помолившись, изучить
все аспекты этого непростого вопроса, имеющего прямое отношение к душевному
спасению.
А по поводу трудов В.П. Филимонова нужно заметить, что они
не содержат его личных толкований на Апокалипсис и ценны в первую очередь
освещением технической стороны глобализационных процессов.
Компетентность
Валерия Павловича в данной области признает не только ученый мир, но и наше
церковное священноначалие, привлекая его в качестве консультанта при рассмотрении
проблем, связанных с внедрением новых технологий. Осведомленность и авторитет
этого специалиста в указанных вопросах не ставят под сомнение и в
Государственной Думе РФ, куда его приглашают для консультаций депутатов.
Конечно, Валерий Павлович не застрахован от тех или иных неточностей и
погрешностей, но до сих пор его взгляды на тему глобализации вполне
соответствовали (и соответствуют!) святоотеческому учению и позиции современных
богомудрых старцев.
Относительно цифровых документов в Греции можно согласиться,
что на родине старца Паисия глобализационные процессы развиваются
стремительнее, чем в России. Тем не менее, и подписанные нашими властями
международные соглашения, и их публичные заявления, и исследования специалистов
в области электронных технологий однозначно свидетельствуют, что внедряемые у
нас «документы нового поколения» соответствуют всем мировым стандартам и их
распространение направлено на встраивание России в глобальное наднациональное
государство с единым электронным правительством.
Важно также отметить, что при формировании своей позиции в
отношении электронных карт старец Паисий опирался не на личный – весьма богатый
– духовный опыт, но по смирению искал вразумления от Бога через Его святых
угодников. В ответ на усердные молитвы подвижнику явилась великомученица
Евфимия Всехвальная и просветила его касательно вопроса электронных
удостоверений и печати антихриста.
Конечно, мы не можем назвать себя глубокими богословами и
полностью согласны со словами отца Виталия, что сам по себе священный сан не
обязывает к тому, чтобы делать высказывания его носителя достоянием гласности.
Однако что такое богословие и какой человек способен постичь его глубины?
«Никто не может войти в богословие и сказать ничего достойного о Боге, как
только Духом Святым», – говорит преподобный Никита Стифат. А святитель Василий
Великий пишет: «Если хочешь со временем стать богословом, достойным Божества,
соблюдай заповеди и не отступай от повелений Его. Ибо дела, как ступени, ведут
к созерцанию». Таким образом, очевидно, что наши старцы – отцы Николай, Кирилл,
Иона, Рафаил и многие другие – и есть истинные православные богословы,
просвещенные Духом Святым. Поэтому нам, грешным, при осмыслении того или иного
вопроса, касающегося спасения, необходимо не только опираться на Священное
Писание, церковное законодательство и святоотеческое наследие, но и
прислушиваться к советам подлинных богословов – современных духоносных
подвижников.
В заключение, если предостережений старцев и официальных
церковных документов, свидетельствующих об опасности использования цифровых
идентификаторов, недостаточно или они кажутся не вполне убедительными, укажем
на один актуальный жизненный пример. Когда в конце прошлого года на Украине
начались безпорядки, мятежники получили доступ к серверу, содержащему
информацию частного характера о всех гражданах страны. В результате в адрес
сдерживавших натиск бунтовщиков бойцов спецподразделения «Беркут» и их близких
стали поступать многочисленные угрозы, а эти люди, как на ладони, оказались
открыты своим врагам. Хочется надеяться, что хотя бы такой общеизвестный факт
подвигнет сомневающихся переосмыслить свою позицию, еще раз внимательно изучив
все стороны данной проблемы.
С уважением и пожеланием
душевного спасения,
иеромонах
Петр (СЕМЕНОВ)
Источник: Газета "Православный крест" № 115
(от 1 октября 2014 г.)