Во 2-ю
Неделю Великого поста патриарх Кирилл служил в храме
Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском г. Москвы, где сказал, в
частности,
следующие отрадные слова:
«Известно, что Царь Иван IV Грозный
посещал это место, и не
только когда освящался деревянный храм, но и со своими сыновьями Иваном и
Федором, когда направлялся в поход на Полоцк. Многие уже не знают, что
от этого
похода зависела во многом судьба России. И русское воинство тогда
победило и
остановило опасную агрессию, которая, как всегда, несла по отношению к
России
не только попытку получить материальные блага, закабалив народ, но, что
самое
главное, всегда были попытки, как мы бы сказали современным языком,
переформатировать наше сознание, изменить наше культурное, национальное и
религиозное самопонимание. Тогда Иван Грозный не позволил этого сделать.
А
затем, возвращаясь из похода, он был так же торжественно встречен здесь,
в
Крылатском, и как замечательно, что в XIX веке святитель Филарет
Московский
повелел, чтобы на этом месте был построен каменный храм».
Напомним, что в ходе Ливонской войны, в
которую включилось
Великое княжество Литовское и Польша, путь русских войск на литовскую
столицу
Вильну был закрыт Полоцком. В январе 1563 года на взятие этой
пограничной крепости
из Великих Лук выступила русская рать, включавшая почти все вооруженные
силы
страны. В начале февраля русское войско приступило к осаде Полоцка, и 15
февраля город сдался. Русские войска под предводительством самого Царя
вошли в
Полоцк, шли крестным ходом, неся впереди крест преп. Ефросинии Полоцкой.
Из 12
тысяч жителей Полоцка русские войска вышли встречать 10 тысяч человек.
Полоцкий поход 1563 г.«Исполнилось
пророчество русского
угодника, чудотворца Петра митрополита, о городе Москве, что взыдут руки
его на
плещи врагов его: Бог несказанную милость излиял на нас недостойных,
вотчину
нашу, город Полоцк, в наши руки нам дал», — писал Царь, довольный тем,
что все
колеса, рычаги и приводы отлаженного им механизма власти действовали
точно и
отчетливо.
Как отмечает в этой связи историк
Д.М.Володихин, «полоцкий
поход был официально мотивирован желанием Ивана IV наказать Сигизмунда
Августа
«за многие неправды и неисправления», но более того, словами летописи
"...горя сердцем о святых иконах и о святых храмех свяшеных, иже
безбожная
Литва поклонение святых икон отвергше, святые иконы пощепали и многая
ругания
святым иконам учинили, и церкви разорили и пожгли, и крестьянскую веру и
закон
оставльше и поправше, и Люторство восприашя"». Таким образом, главной
целью
похода явилась защита Православной веры от ее врагов – латинян и иудеев.
Почти одновременно с этим патриаршим словом Владимир Путин в
день подписания договора о присоединении Крыма и Севастополя к России –
точно в
день обретения мощей святителя Луки Крымского! – в своей речи
высказался:
«Я хочу поблагодарить всех за этот патриотический настрой.
Всех без исключения. Но нам важно и впредь сохранять такую же
консолидацию,
чтобы решать задачи, которые стоят перед Россией. Мы явно столкнёмся и с
внешним противодействием, но мы должны для себя решить, готовы ли мы
последовательно отстаивать свои национальные интересы или будем вечно их
сдавать, отступать неизвестно куда. Некоторые западные политики уже
стращают
нас не только санкциями, но и перспективой обострения внутренних
проблем.
Хотелось бы знать, что они имеют в виду: действия некоей пятой колонны -
разного рода "национал-предателей" – или рассчитывают, что смогут
ухудшить социально-экономическое положение России и тем самым
спровоцировать
недовольство людей? Рассматриваем подобные заявления как
безответственные и
явно агрессивные и будем соответствующим образом на это реагировать. При
этом
мы сами никогда не будем стремиться к конфронтации с нашими партнёрами
ни на Востоке,
ни на Западе, наоборот, будем делать всё необходимое, чтобы строить
цивилизованные добрососедские отношения, как это и положено в
современном
мире».
+ + +
Таким образом, и президент России Владимир Путин, и патриарх Кирилл осознают важность в современных условиях
безкомпромиссной борьбы с врагами Церкви и Отечества – как внешними, так
и
внутренними.