31 августа с.г. патриарх Московский и всея Руси Кирилл
посетил смоленский государственный университет. Выступая перед студентами вузов
смоленской области и отвечая на их вопросы, Предстоятель затронул темуцерковно-славянского языка как языка богослужения Русской Православной Церкви.
«Люди, которые приходят с улицы, у которых отсутствует
церковное воспитание, которые не посещали воскресную школу, лишены возможности
понимать славянские тексты, – сказал патриарх. – Но в Церкви таких людей
сегодня меньшинство. А большинство – это те, для кого славянский язык понятен.
Это, знаете, как слова колыбельной песни, это всё с детства, с молодости. И
если такому человеку вдруг предложить русский язык во время богослужения, то
получится то же самое, что и "Паду ли я, дручком пропертый” в арии
Ленского. Помните, из "Евгения Онегина”? Когда перевели на украинский
язык, получилась такая вот вещь».
Патриарх Кирилл подчеркнул еще и то, что такая замена
церковно-славянского на русский затруднительна в силу особенностей
церковно-славянского языка, русский язык не может адекватно передать все
оттенки смысла, заключенные в текстах, написанных на церковно-славянском:
«Современный язык будет резать ухо и вызывать недовольство. А что такое
недовольство? Человек не может из храма выйти недовольным. Он всегда должен
выходить утешенным, успокоенным. У него должна состояться встреча с Богом, он
должен почувствовать благодать Божию. И поэтому мы не можем вот так взять,
тумблер повернуть и перевести на русский язык. Тем более что славянский язык
является – думаю, студенты филологического факультета это знают, – калькой с
греческого языка. А богослужение написано по-гречески, и даже глагольные формы,
которые существуют на славянском, отсутствуют на русском. Кроме того, каноны,
которые у нас читаются, выдержаны в стихотворной форме. Это, конечно, не рифма
в обычном понимании этого слова, но это особый размер, его легко петь».
Предстоятель Русской Православной Церкви осветил новый
подход к решению существующей проблемы: «Но вот по какому пути мы пошли, чтобы
разрешить эту дилемму и вместе с тем не разрушить единство общины: в храмах
должны быть два расписания. Расписание богослужений и расписание
внебогослужебной деятельности. А что такое внебогослужебная деятельность? А это
собрания. Ни одного слова по-славянски, всё в современной стилистике, в
современной культуре, то, что привычно и понятно любому другому человеку.
Проходит так полгода, а может год. И человек, который посещает такого рода
занятия – он становится человеком церковным, и в храме он начинает все
понимать. И без этой литургической реформы, без этого слома, без этого
противостояния поколений мы можем абсолютно спокойно решить эту задачу. Но для
этого наши священники должны работать в этом плане. Это сейчас категорическое
требование патриарха ко всей Церкви. Некоторые приходы, конечно, этого не могут
сделать, особенно в селе – маленький приход, один священник, – но в крупных
приходах, особенно там, где есть молодежь, обязательно должна быть
внебогослужебная деятельность», – заключил патриарх Кирилл.