В результате реформы образования, проведенной в селах России еще в 2000-х годах, по стране начали закрываться малокомплектные сельские школы. Это действие федерального министерства образования, естественно, вызвало шквал недовольства сельских жителей. Остались без работы и педагоги.
Тогда в министерствах региональных нашли выход в устроении так называемых учительских домов. Суть в том, что всех детей начального школьного возраста собирают для обучения в специально устроенном доме, разделенным на половину для учителя и собственно для занятий. С педагогом заключают трудовой договор на десять лет с условием получения в собственность половины помещения. Несмотря на большую нагрузку для учителя – он же числится директором, поваром и сторожем – такое устроение решает и жилищный и материальный вопрос. Объявленная зарплата в доме учителя – от 30 до 70 тысяч рублей.
Одной из первых ласточек в Нижегородской области стала учительница села Овечий Овраг Краснооктябрьского района. После того, как она год просидела без работы, на поступившее от министерства предложение дала охотное согласие. Ее семья перебралась на второй этаж дома, освободив первый под школу.
После удачного опыта в Овечьем Овраге было решено возродить школу в Богородском районе. Безработной малообезпеченной семье учительницы устроили полздания опустевшей школы под жилье, вторую половину образовательного учреждения отреставрировали.
В 2012 году в рамках проекта «Дом учителя» на территории того же Нижегородского региона было с нуля построено еще три соответствующих здания для проживания педагога с семьей и обучения школьников.
Среди трудностей такой формы образования – смешанность возрастов обучающихся (с 1-го по 4-й классы) в одну смену и, соответственно, творческий подход к методике преподавания.
Самое же ответственное решение в устроении «Дома учителя» ложится на региональную администрацию. Министерство образования должно тщательно проанализировать демографическую ситуацию в регионе, выявив перспективы посещаемости планируемого заведения. Здесь учитывается количество молодых семей, уровень рождаемости, социальной обезпеченности, в частности, трудоустройства, – чтобы, к примеру, через пять-шесть лет школа не опустела. Решение же по строительству каждой такой школы должен принять лично губернатор.
По такому же принципу по стране устраиваются детские сады.