Вот слова апостольского чтения в честь великого праздника Крещения
Господня, на которых мне хотелось бы в данную минуту остановить ваше внимание,
возлюбленные во Христе братия и сестры. Здесь говорится о явлении благодати,
которая, по учению Апостола Павла, делает нас целомудренными, праведными и
благочестными, т. е. святыми.
Что же это за благодать, о которой говорит здесь Апостол, как о средстве к
стяжанию святой спасительной жизни? По учению преподобного Иоанна Кассиана,
надо различать два вида благодати: благодать внешнего промышления, через
которую Господь действует во всем мире или непосредственно, или посредством
Ангелов, людей и даже видимой природы; и благодать, как внутреннюю божественную
силу. Именно эту последнюю благодать и надо разуметь в данных словах св.
Апостола. Она действовала в жизни первых людей в раю и была источником их
истинного ведения, святости и блаженства. После же падения наших прародителей
она оставила их, и потребно было Спасителю воплотиться, пострадать, умереть и
воскреснуть, чтобы сия благодать опять была дарована людям. Эта милость Божия и
излилась на нас, когда, по обетованию Христа, Дух Святой в Своей многообразной
благодати сошел на Апостолов, как истина (Иоан. 5, 6; Иоан. 1, 5. 26; 16, 13),
как сила (Деян. 1, 8) и как утешение (Иоан. 14, 16. 26; 15, 26; 16, 7), или
божественная радость. С тех пор благодать Святого Духа стала подаваться
верующим в Церкви через таинства крещения и миропомазания для возрождения
нашего ума, воли и сердца.
Как возрождающая божественная сила, она стала царствовать внутри нашего
существа, в самом сердце человека. До появления этой благодати, как учит
великий из св. отцов Блаженный Диадох, в сердце царствовал грех, а благодать
действовала совне. А после явления благодати грех действует на человека совне,
а благодать — в сердце. В этом, между прочим, состоит различие между Ветхим и
Новым Заветом.
Конечно, по существу мы никогда не
определим, чтó такое благодать Божия. Св. Макарий Великий учит, что как Бог
непостижим в Своем существе, так не может быть познана в своей сущности и
благодать Святого Духа, ибо она есть неотделимая от Бога Его божественная сила.
Вот почему Сам Господь, предлагая учение о благодати, как действии Святого
Духа, прибегал к приточным формам. Ее Он имел в виду, как говорит св. Симеон
Новый Богослов, когда сказал: «Огня приидох возрещи на землю,
и что хощу, аще уже возгореся»(Лук. 12, 49). Ту же благодать
Святого Духа Господь имел в виду, когда в последний великий день праздника
возгласил: «Аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет». «Веруяй в Мя... реки от
чрева его истекут воды живы. Сия же рече, — замечает евангелист,
—о Дусе, Его же хотяху приимати верующии во имя Его»(Иоан.
7, 37-39).
Однако, мы можем познавать благодать Святого Духа опытно, духовно, когда
будем испытывать в своем сердце ее спасительные действия, воспринимая от нее
истинное ведение о Боге и о мире, чувствуя в себе ее силу для борьбы со грехом
и ее неизреченную радость. Мы узнаем, чтó такое благодать Святого Духа только тогда,
когда она будет в нас царствовать над всеми нашими страстями, и мы будем
ощущать ее, как Царство Божие, как правду, мир и радость о Дусе Святе (Рим. 14,
17).
Такое именно опытное познание о благодати оставили нам в своих творениях
св. отцы Церкви: Антоний Великий, Макарий Великий, Блаженный Диадох, преп.
Симеон Новый Богослов и великий богослов нашей Русской Церкви, Епископ Феофан
Затворник. Они чувствовали в себе благодать Святого Духа, как дар божественного
ведения и премудрости, и настолько, что могли других озарять светом
божественной истины. Они ощущали в себе благодать, как божественную силу, ибо
ею совершали дивные чудеса, ею предсказывали будущее. Эта благодать
переживалась ими как внутренняя неиссякаемая божественная радость, которую они
испытывали непрестанно и которою утешали скорбные сердца верующих.
Ясно отсюда, каким великим благом является для нас благодать Святого Духа.
Что она есть самое драгоценное сокровище, об этом свидетельствует учение
Христа, Апостолов и св. отцов. По учению Христа, благодать Святого Духа
является таким величайшим для нас благом, что ниспослание ее нам было целью Его
страданий и смерти, как это видно из Его прощальной беседы с учениками (Иоан.
16, 7). Так смотрели на благодать и св. Апостолы, ибо учение о спасении благодатию,
в силу крестной смерти Христа, было центральным в их благовестии, о чем
особенно ярко свидетельствуют послания св. Апостола Павла. Не могли иначе
смотреть на благодать Божию и св. отцы Церкви. Так, св. Симеон Новый Богослов
говорит: «То и было целью и концом всего домостроительства Христова, чтобы
верующие принимали в души свои Духа Святого и чтобы Он был как бы душою нашей
души и чтобы действием Сего Духа мы переплавлялись и пересозидались по уму,
совести и по всем чувствам». А великий угодник нашей русской Православной
Церкви, св. Серафим Саровский, учил, что стяжание благодати Святого Духа (т. е.
раскрытие ее в нас) есть цель всей нашей жизни христианской.
Вот о явлении какой благодати говорят слова Апостола Павла, слышанные нами
ныне за литургией.
Какой же, возлюбленные, мы должны отсюда
извлечь для себя спасительный урок? Слыша эти апостольские слова, мы должны
радоваться и благодарить Бога, что являемся чадами Православной Церкви
Христовой, через которую Господь дает нам эту великую благодать, несравнимую ни
с какими сокровищами мира. В католичестве нет такой благодати; вернее, она не
может у католиков проявляться, в силу их отступления от истин православной
веры. В этом заключается самая существенная разница между православием и
католичеством. В последнем эта благодать, получаемая в таинствах св. крещения и
миропомазания, как божественная искра, сокрыта под пеплом всевозможных
лжеучений, а в нашей Православной Церкви она, как солнце, сияет, проявляясь в
дивных и разнообразных дарованиях, какими одарил Господь святых Своих, исполнив
в их жизни Свое слово:Удиви Господь вся хотения Своя
в них(Псал. 15, 3).
Что же касается протестантства, то здесь совсем нет возрождающей благодати
Святого Духа в ее дивных проявлениях, ибо у протестантов нет таинства св.
миропомазания, в котором подаются благодатные силы к тому, чтобы стать нам
новою тварью во Христе.
Впрочем, мы не только должны радоваться,
что мы чада Православной Церкви, получающие от нее великую благодать. Мы должны
в жизни нашей раскрывать эту благодать до ее дивных проявлений. А это
осуществится только тогда, когда мы будем неуклонно исполнять все божественные
заповеди. Поэтому пусть слова Апостола Павла, ныне слышанные нами за литургией,
возбуждают в нас не только чувство радости, но и стремление к тому, чтобы
осуществить их в нашей жизни. Тогда благодать Святого Духа будет научать нас
спасительной, целомудренной и святой жизни и к нам вполне будут применимы слова
Апостола Павла:«Явися бо благодать Божия, спасительная всем
человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей,
целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце»(Тит.
2, 11-12). Аминь.
Архиепископ Серафим (Соболев)
Произнесено в Русском Посольском храме св.
Николая г.Софии 6января 1924 г.
Источник:Архиепископ Серафим (Соболев). Проповеди. — София, 1944. — С.17-20.