Бог наш есть
Творец, Промыслитель и Спаситель миpa. Он глаголал издревле отцам народа
еврейского, чрез Духа Святаго, устами пророков; в последние дни говорил чрез
Сына, чрез Которого и веки сотворил. Сын Божий, будучи сиянием славы и образом
Ипостаси Отца, для спасения человеков сошел с Небес и воплотился от Духа
Святаго и Марии Девы, и вочеловечился. Поживши на земле и совершивши Собою
очищение грехов человеческих, Он восшел на Небеса и воссел одесную престола
величия на высоте.
В день
Пятидесятницы Господь Иисус Христос ниспослал от Отца на Своих святых учеников
и апостолов Духа Утешителя. Сей Святый Дух есть Господь животворящий,
равнопоклоняемый. Он устрояет Церковь, основанную Господом Иисусом Христом. Для
устроения Церкви Дух Святый действовал в апостолах, действует в преемниках их –
епископах и в поставляемых от епископов священниках – совершителях Таин.
Дух Святый подает
всем верующим спасительную благодать. Сия благодать подается чрез Таинства.
Чрез Таинство Крещения Дух Божий возрождает человека для новой жизни, облекает
его в правду Христову, как ризу спасения, и вводит его в ограду Церкви, как в
спасительный ковчег, вне которого нет спасения. Чрез Таинство Миропомазания Дух
Святый подает благодать, укрепляющую христианина для прохождения новой святой
жизни, чтобы он, постепенно обновляясь, отображал в себе Божии совершенства,
Божию благость. И Таинство Причащения совершает также Дух Святый: чрез священнослужителя
Он прелагает хлеб Евхаристии в Тело Христово, вино – в Кровь. Дух Святый
действует и в прочих Таинствах.
Дух Святый призывал
и призывает язычников ко спасению. Для сего Он дал дар ведения языков святым
апостолам. Он сопутствовал и содействовал им в проповеди, подтверждая их слова
знамениями и чудесами. И в последующие времена Дух Божий посылал благовестников
для евангельской проповеди язычникам.
В нашей
Православной Руси было и ныне есть немало таких веропроповедников среди
языческих народов, обитающих в пределах Poccии и за пределами ее. Дух Святый не
оставляет без благодатной помощи и этих проповедников веры, нередко совершая
чрез них знамения и чудеса; ибо чудеса совершаются, по слову апостола, не для
верующих, а для неверующих. Он умудряет этих веропроповедников, дает им силу
для благовествования среди неверующих и чрез их слово действует на сердца их. В
записях православных благовестников есть много замечательных случаев
неотразимого дeйcтвия слова веропроповедника на сердца языческих слушателей и,
вследствие этого, обращения их к вере Христианской.
Дух Божий, обитая
непрестанно в Церкви Христовой, действует многоразличными способами для
устроения спасения верующих. Одним дарует дух премудрости для уразумения таин
Божиих, иным – дар учительства для наставления в благочестии, другим – дар
утешения скорбящих, иным дается дар рассуждения; иным – врачевания болезней,
изгнания духов.
Раздавая эти дары
одним для пользы других, Дух Божий привлекает к ним тех, кто нуждается в том
или другом: кто нуждается в наставлении – благодать Духа внушает им прибегать к
тем, кому дана благодать наставления; кто нуждается в утешении – она направляет
его к тем, кто обладает даром утешения. Кто из нас не слыхал о таких Божиих
избранниках, носителях многоразличной благодати Божией? Посему как в прежние
времена верующие совершали далекие путешествия в Святую Землю, к святым
подвижникам веры, так и ныне на Святой Руси не оскудел дух благочестивого
паломничества. Некоторые, совершая для богомолья дальние путешествия, из России
идут в Сибирь, из Сибири – в Poccию. Много тысяч богомольцев идут в Саров, в
Оптину Пустынь, некоторые – в Кронштадт, иные – еще куда-либо, где открылся
источник благодати утешения, наставления, прозрения, врачевания недугов
душевных и телесных в лице какого-либо смиренного старца-подвижника или доброго
пастыря. После беседы с этими носителями благодати в душе верующего делается
так легко и отрадно, от речи святого наставника ему хочется плакать, измениться,
возродиться.
Что скажем о себе
самих: восприяли ли и мы дары Святаго Духа; проявляется ли в чем-либо в нас
этот дар, эта спасительная благодать? Не скажем ли мы, что даже и не слыхали,
что ныне есть Дух Святый? Это могло случиться с теми, кто с детства не получил
доброго, христианского воспитания: они, получивши в таинствах Крещения,
Миропомазания и Причащения спасительную благодать, вознерадели о ней; родители
их вначале не сказали им об этой благодати, не позаботились возрастить в них
это благодатное семя, а они потом сами не позаботились о себе, когда пришли в
возраст; быть может, они потом намеренно противились действию в них благодати,
и она оставила их, переставши обнаруживать в них свои действия. И вот они
остались чуждыми благодати и готовы сказать, что они даже не знают, есть ли
ныне таковая благодать.
И в самом деле:
действует ли ныне спасительная благодать среди христиан? Если действует, то в
чем она обнаруживается? Несомненно, благодать Духа и ныне пребывает среди
христиан и обнаруживается в многоразличных действиях. Войдите в эту
благочестивую семью, где царит страх Божий, взаимное согласие, где дети
воспитываются в правилах благочестия, во всякой благопокорливости: тут обитает
в душах верующих благодать Божия. Посмотрите на этих благочестивых дев и
юношей, а также людей уже зрелого возраста, которые оставили семьи, отца, мать,
чтобы, с согласия их, уйти в обитель и там во всяком послушании, в трудах,
смирении и молитве проводить девственную, богоугодную жизнь: это – дар
благодати Божией. Посмотрите на тысячи богомольцев, идущих к святым местам,
чтобы там удовлетворить своему благочестивому чувству, поклониться святыням,
услышать слово наставления от благодатных мужей, увидеть пример жизни о Христе:
это – действие влекущей ко спасению благодати Святаго Духа. Посмотрите на этого
семьянина, который предавался гибельному для тела и души пороку – пьянству,
расточал свое имущество, был жесток к своей жене, груб с детьми своими, а
теперь, услышав слово Божие, оставил свой порок и стал примерным семьянином.
Спросите его, что побудило сделать над собой насилие и перелом в жизни своей, и
он скажет вам: «Бог мне помог»: это – действие той же спасающей грешника
благодати Божией.
Несмотря на всю
развращенность людей нашего времени, при умножении нечестивых учений, при общем
оскудении благочестия и отпадении многих от веры, при объявленной свободе
совести, все еще остается множество благочестивых, не преклонивших колен своих
пред Ваалом; множество воздержников, внимающих своему спасению и среди миpa,
любящих упражняться в делах благотворения, охотно посещающих храм Божий,
любящих слушать слово Божие и вообще упражняться в делах благочестия: все это –
действие спасительной благодати Святаго Духа, обитающего в Церкви Христовой,
подаваемой чрез Святые Таинства.
Благословим Отца и
Сына и Святаго Духа Господа: Отца – Вседержителя, Сына – Искупителя и Духа
Святаго – Утешителя, просвещающего, укрепляющего и освящающего верных.
Святитель Макарий Невский
Царю Небесному и земному верный.
М., 1996. С. 88–92.
Источник:
http://www.pkrest.ru/