К сожалению, в наше время далеко не все верующие знают о церковных
правилах, касающихся коленопреклонений, – в частности о том, что в воскресные
дни, великие Господские праздники и во всю Пятидесятницу (от праздника св.
Пасхи до дня св. Троицы) – коленопреклонения не совершаются.
Так, 20-е правило Первого Вселенского Собора гласит: «Понеже суть
некоторые, преклоняющие колена в день Господень (т. е. воскресение), и во дни
Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях все одинаково было, угодно Святому
Собору, да стояще приносят молитвы Богу».
Шестой Вселенский Собор в своем 90-м правиле нашел нужным еще раз
подтвердить это запрещение преклонять колена в воскресные дни, причем обосновал
его тем, что поклоны, как выражение чувства покаянной скорби, несовместимы с
праздничным торжеством в честь такого радостного события, как воскресение
Господа нашего Иисуса Христа из мертвых.
Вот это правило: «От богоносных Отец наших канонически предано нам, не
преклоняти колен во дни воскресные, ради чести Воскресения Христова. Посему, да
не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко
в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю,
никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который, по
входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом воссылаем
молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею Воскресения Спасителя
нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так
что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем Воскресение».
В этом правиле примечательно выражение «да не пребываем в неведении».Очевидно, Святые Отцы не считали вопрос преклонения или непреклонения колен в
день воскресный несущественным или маловажным, как полагают многие современные
христиане, игнорируя это правило: они сочли нужным особым каноном совершенно
точно указать, с какого именно момента богослужения недопустимо преклонение
колен и с какого оно вновь разрешается.
Святитель Василий Великий в своем 91-м правиле, заимствованном из 27-й
главы его книги о Святом Духе, весьма глубоко и, можно сказать, исчерпывающе
объясняет значение отмены коленопреклонений в праздничные дни: «Стоя молитвы
творим во едину от суббот (т. е. в воскресение), но причину сего не все знаем.
Ибо не токмо, яко совоскресшие Христу и долженствующие искати горнего, стоянием
во время молитвы, в день воскресения, напоминаем себе о благодати нам
дарованной, но и потому сие творим, яко день сей мнится быти неким образом
чаемого века. Почему яко начало дней, и у Моисея наречен он не первым, но
единым. „И бысть, глаголет, вечер, и бысть утро, день един" (Быт. 1, 5):
аки бы един и тот же день многократно круговращался. И так единый, который есть
купно и осмый, означает оный существенно единый и истинный осьмый день, о
котором и Псалмопевец упоминает в некоторых написаниях псалмов, назнаменует
собою по сем веке грядущее состояние, день непрестающий, невечерний,
безпреемственный, нескончаемый, оный и нестареющий век.
Итак основательно Церковь научает питомцев своих
бывающие в оный день молитвы в стоянии совершати дабы, при частом напоминании о
нескончаемой жизни, мы не оставили в небрежении напутствия к оному
преставлению. Но и вся Пятьдесятница есть напоминание Воскресения, ожидаемого в
будущем веке. Ибо единый и первый день, будучи седмикратно уседмеричен,
составляет седмь недель святыя Пятьдесятницы. Пятьдесятница, начинаясь первым
днем седмицы, им же и оканчивается. Пятьдесят крат обращаясь чрез подобные
промежуточные дни, сим подобием подражает веку, как бы в круговом движении
начинаясь от тех же знаков, на тех же и оканчиваясь. Церковные уставы научают
нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы, ясным
напоминанием как бы переселяя мысль нашу от настоящего в будущее. При всяком же
коленопреклонении и востании, мы действием показуем и то, яко грехом низпали на
землю, и то, яко человеколюбием Создавшего нас, паки воззваны на небо».
О необходимости же соблюдения церковных канонов единогласно учат все Святые
Отцы. Например, преподобный Макарий Оптинский наставляет: «Церковь, мать
наша, есть столп и утверждение истины (см.: 1 Тим.3, 15)! Вы, так как сын
Церкви Православной Греко-Российской Восточной, то и должны свято почитать и
хранить ее догматы, уставы, правила и законоположения, ведущие нас к прямой
цели спасения. Ибо оные установлены, по временам, Святыми Апостолами, Святыми
Вселенскими Соборами и богодухновенными пастырями Святой Церкви, коим в лице
Апостолов изрек Господь наш Иисус Христос: „Слушаяй вас Мене слушает,
отметаяйся вас, Мене отметается: отметаяйся же Мене отметается Отца, пославшаго
Мя" (Лк. 10, 16), и паки: „А иже преслушает Церковь, буди тебе, якоже
язычник и мытарь" (Мф. 18, 17). Почему всякому православному христианину
должно повиноваться церковным учениям и постановлениям, основанным на слове
Божием, ибо Сам Христос есть краеугольный камень Церкви и глава оной; и отнюдь
ничего противного слову Божию не постановлено».
Источник: http://www.christian-spirit.ru/