Слово в Великую субботу
святителя Иннокентия Херсонского
Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше,
глаголя: и благослови Бог день седмый. Сия бо есть благословенная Суббота, сей
есть упокоения день, в оньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий,
смотрением еже на смерть, плотию субботствовав,
и во еже бе, паки возвращся (На
Вечерн. стих. самогл. 4-я).
Таково
величие настоящаго дня! Прошедшие дни были велики подвигами и деятельностью, а
сей велик покоем. Велик, ибо в нем почил Тот, Кто превыше всех и всего; почил
тогда, как совершил все; почил, чтобы потом никогда не почивать для блага рода
человеческаго. Сама Церковь во всем продолжении времен от начала мира находит
только один день, с коим можно сравнить настоящий. Это оный седмый день
творения, в который, по сказанию Моисея, почи Бог от всех дел Своих, яже
сотвори (Быт. 2, 2). Как велик должен быть день сей! Но и он был менее
настоящаго. Нынешний покой больше онаго; ибо второй труд был больше перваго.
Легче было создать весь мир и человека, нежели искупить их: в раю не было
креста и для человека; а на Голгофе крест и для Богочеловека. И после сего-то
великаго подвига крестнаго избран для успокоения день настоящий! Бог — Творец,
после шести дней делания, почил в один — седмый; и Бог — Искупитель, после
множайших дней труда, не избрал для успокоения более единаго дня — того же
седмаго! О, остановись солнце, продлись драгоценный день! Да продлится покой
Божественнаго Страдальца! Да закроются сии язвы! Да престанет течь кровь!
<…>
Но что делать нам в то время, когда Господь наш так много делает за нас и для
нас? — Следовать за Ним в духе с верою и любовию.
Господь во аде: снидем и мы
за Ним мыслию во ад, дабы не сойти некогда туда самым делом; поставим себя на
время в состояние тех, кои были заключены в темнице духов, и научимся содевать
свое спасение со страхом и трепетом. Те, кои жили до явления Христова во плоти,
увидели Его во аде: кто поручится, чтобы видели Его там и те, кои добровольно
сходят во ад, после вознесения Христа на небо? Настоящая проповедь Христова во
аде явно есть проповедь не повторяемая: ибо неповторяемо разлучение Его души с
телом. Посему лучше и безопаснее всего содевать свое спасение, дондеже день
есть; ибо придет для каждаго нощь, в которую, по слову Самого непрестающаго
Деятеля, никто же может делати (Иоан. 9, 4).
Господь в раю: дерзнем о
имени Его и мы вступить за Ним мыслию в рай, не для празднаго любопытства, как
оные соглядатаи земли обетованной, осужденные за то умереть в пустыне (Числ.
14, 37), а для того, чтобы удвоить и утроить усилия свои для действительнаго
вступления в отверзтыя крестом для всех врата рая. О, как много уготовано там
обителей! И каждая отверзта для всякаго!
Вот обитель веры и упования;
в нее зовет отец верующих — Авраам, по вере вознесший сына на жертвенник. Вот
обитель произвольной нищеты и самоотвержения: в нее зовет Моисей, лучше
изволивший страдать с людьми Божиими в пустыне, нежели, нарицаясь сыном дочери
Фараоновой, иметь временную греха сладость (Евр. 2, 24-25). Вот обитель
терпения и преданности в волю Божию: в ней обитает Иов, умевший на гноище
благословлять имя Господне. Вот обитель чистоты и целомудрия: в нее приглашают
Иосиф и Сусанна, предпочетшие гонение и смерть утехам сладострастия. Вот
обитель ревности по Боге и добродетели: ее предлагают Финеес и Илия,
ревновавшие по Господе Боге Израилевом тогда, как почти все ревновали токмо о
своих страстях. Вот обитель милосердия: в нее зовет Сам Господь премилосердый.
«Приидите, говорит Он к милосердым, наследуйте уготованное вам Царствие (Матф.
25, 34); ибо что вы творили бедным, Мне сотворили».
Господь у Отца: не обинемся,
братие, предстать за Ним и мы. Но с чем предстанем? — Или с добродетелию, или с
покаянием: Отец Небесный приемлеть то и другое, только бы то и другое было
освящено верою в кровь Сына Его. Предстанем и скажем Отцу Небесному о Его и
нашем Иосифе то же, что сказано было некогда о сыне Иакова: мы совещахом о Нем
злая, Ты же совещал еси о Нем и о нас благая. Ныне остави нам неправду и грех
наш (Быт. 50, 20. 17); ибо отселе мы не будем иметь другаго руководителя в
жизни, кроме Его, дарованнаго Тобою нам Спасителя и Господа.
В таковых и подобных
размышлениях должны мы, братие, проводить время у сего гроба. И может ли быть
лучше для сего время, как безмолвие нынешней ночи, которая для того и избрана
из всех ночей Церковию, чтобы всецело быть посвящаемою на молитвенное
собеседование с распятым Спасителем? — Но, к сожалению, многие из нас нисколько
не пользуются сим прекрасным учреждением Церкви. Сколько ночей проводятся в
суетах и забавах! А одной ночи не можем провести у гроба своего Спасителя; Он
остается почти один, и мы являемся только к Его воскресению! Ах, братие, что
если и Он оставит нас так, когда мы будем лежать во гробе? Не на осуждение
глаголю сие (2 Кор. 7, 3); а чтобы показать, как мало мы обращаем внимания на
средства к нашему освящению. — Кто любит своего Спасителя, тот не оставит Его
гроба. Аминь.
Источник: http://www.rusfront.ru