Все бывшие,
сущие и будущие искупаются ценой этой смерти. В христианстве о чем ни начни
рассуждать, всегда придешь в одному: покайся и живи по Евангелию, при помощи
Божией.
Се ныне
почивает Господь, по трудах искупления, как в начале почил по совершении
творения. Субботствует и Господь субботы, хотя только плотию, ибо с душою в ад
нисшедши, всех от века сущих там узников освобождает. Вокруг гроба Господня
невозмутимая тишина. Бе велик день тоя субботы, и блюстители закона
субботствуют, одно разрешение себе позволив — испросить и привесть стражу ко
гробу и запечатать гроб. Внидем, братие, и мы в общий покой сей, и, седши
мысленно прямо гроба на месте жен, теперь скрывшихся до утра, будем мысленно же
созерцать гроб сей.
Всмотритесь!
— Гроб не имеет надписей. На кресте положили надпись неверие и злоба. Надпись
на гробе предоставлено положить вере и любви. Поищем сих надписей и поучимся в
них Если б собрать все, что сказано пророками и апостолами о смерти Господа,
можно бы составить целю книгу. — Но нам не много нужно, по одной надписи на
каждую страну гроба: у главы, у ног, по правую и по левую сторону.
Что бы
думали вы надписать у главы? Я нахожу приличным здесь надписать следующее: в
«главизне книжне писано есть о мне: се иду сотворити волю Твою, Боже мой»
(Пс.39,8–9) прибавив к тому: «се Агнец… вземляй грехи мира» (Ин.1,29), «Агнец,
закланный от сложения мира» (Апок.13,8).
У ног
прилично положить следующую надпись: ныне исполнилось прореченное: «Той твою
сотрет главу и ты будешь блюсти его пяту» (Быт.3,15).
На правой
стороне положим: «Той язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония
наша. Наказание мира нашего на нем. Язвою его мы изцелехом» (Ис.53,5).
На левой:
«Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам его»
(1Пет.2,21).
Довольно с
нас. Теперь вникнем в сии надписи и постараемся растолковать их себе.
Что это за
главизна книжна? — Это Предвечный Совет Божий об устроении всех вещей.
Прочитаемте из сей книги несколько положений в объяснение тайны гроба Господня.
— Бог от вечности положил предначертание всему, что исполняется теперь во
времени. От века видел Он являющееся добро и зло, счастие и горе и положил быть
тому так. Свободно создал Он мир; никто не мог принудить Его. Мог создать и не
создать. Мог создать многообразно — иначе, нежели как создал. Но как из всех
возможных образов бытия мира благоволил Он избрать именно тот, который видим
теперь, то верьте и содержите, что это есть лучший образ бытия, какой может
иметь тварь конечная, во времени являющая свое бытие. Что могло быть, мы не
знаем, а что есть, того непостижимой мудрости должны изумляться. Вот
характеристические черты сего бытия. Мир вещественный не имеет в себе цели. Он
жилище разумно свободных тварей и поприще их развития и совершенствования. Для
последних конец — Богообщение чрез богоподобную добродетель, свободно, по
желанию и любви их самих приобретаемую, и блаженство вечное — плод труда в
стяжании богоподобия. Смотрите далее. В начале сотворения в мире ангельском, в
человеке и мире вещественном со всем разнообразием его тварей все было
совершенно, чисто, блаженно. «Виде Бог вся и се добра зело» (Быт.1,31)… Божие
око видело все зело добрым; до какой же степени оно было воистину добро! Но вот
свобода совершеннейшей твари свободной колеблется, падает и увлекает за собою
многих единородных своих. После них, от действия их, не устояла и свобода
человека, в содружной себе плоти имеющая еще более возможности омрачаться и
увлекаться. Так зло нравственное вошло в мир свободных тварей, а соответственно
тому потом изменен и образ мира вещественного на худший, в видах врачевания зла
нравственного. Отсюда — грехи и скорби, искушения, соблазны, беды, неправды,
борьбы, падения и восстания, пагуба и спасение. Вознеситесь от сего к
Божественному всего предвидению и измененный вид миробытия поставьте в
соответствие с целию свободных тварей, которая не может быть изменена, — и
выйдет, что Богу угодно было, чтоб совершенство богоподобной добродетели было
приобретаемо трудом свободным, охотным, любовным, среди искушений внутренних и
испытаний внешних, и чтоб вечное блаженство было плодом доблестей, являемых в
борьбе со злом, во славу Бога Триипостасного.
Вникните еще
пристальнее в это нестроение. — Духи, как простые, единым падением пали
невозвратно, и оставленные в сем падении, они составили корень и
производительную силу зла нравственного, и ради сего стали причиною,
поддерживающею и вещественное зло. Люди, плотию омрачаемые в падении и потому
имеющие возможность опомниваться, приходить в себя и обращаться на лучшее,
извлекли у беспредельной благости Божией устроение восстановления их, падших, в
котором бесплодная в них одних возможность восстать становится делом, и падшие
восстановляются и спасаются. Устроение сие — совершенно свободное дело благости
Божией — запечатлено правдою нелицеприятною. Потребовалась смерть человеческая
с беспредельною ценою, с одной стороны, и жизнь человеческая с беспредельною
полнотою и силою — с другой. И вот Единородный Сын Божий приемлет естество
человеческое, умирает в нем и оживает, и делает чрез то смерть человеческую,
ничтожную саму по себе, бесконечно ценною в Своем лице, и жизнь человеческую,
скудную по себе, — бесконечно полною в Своем лице; так что все бывшие, сущие и
будущие искупаются ценою сей смерти, и все бывшие, сущие и будущие почерпают
полную жизнь из сей жизни. Вот под сие‑то знамя становятся все герои
добродетели, во Христе Иисусе получая оправдание, и силу, и право на
Богообщение, возможность побеждать зло и преуспевать в добродетели
богоподобной, чтоб по трудах — потом блаженствовать в обителях, уготованных
Христом Спасителем на небесах. Вот смысл первой надписи, которая у главы!
64 Надпись у
ног: «Той твою сотрет главу», значит, что Господь победил диавола и разрушил
царство его. Сатана со всеми падшими духами, свободно падший и упорно
остающийся во зле, стал производителем зла и поддерживателем его. Как у первого
человека, так потом и у всех сынов его он посевает зло и грех в сердце.
Принимающий свободно его внушения и исполняющий их становится рабом его. Из
всех таких рабов составляется царство сатанино — царство грешников, где он царствует,
тиранически муча здесь и там готовя муку вечную. Он всех поражает страхом
отчаяния и бессилием противиться злу. Господь и Спаситель говорит грешникам:
Бог прощает вам грехи ради Меня, не отчаивайтесь, приступите со дерзновением. —
Внемлющие сему гласу приступают, каются, получают прощение и вместе с тем
исполняются силою противиться злу и побеждать всякий грех, восстающий на них.
Во всех таковых разрушается царство сатаны, ибо они не работают греху. Господь
стер главу змия чрез извержение греха из сердца обращающихся к Нему. Брань
теперь у князя тьмы с Господом. Поле брани — сердце человеческое. Враг влечет
его к себе ложью, временною сластию, похотями и страстями. А Господь влечет к
Себе светом истины успокоительной, радостию о Духе Святе невозмутимою,
несомненным упованием блаженства вечного. Никто не связан. Иди, куда хочешь. Но
кто куда идет, тот тому рабом становится и с ним потом участь вечную разделит.
Остальные
две надписи: «той язвен бысть за грехи наша и: той пострада, нам оставль образ»
— очерчу одним словом.
«Той язвен
бысть за грехи наша». Ведайте же, что если грех есть столь великое зло, что для
заглаждения его необходима смерть Сына Божия — Бога бесконечного, то чем он
изгладится в вас, если останется в вас не изглажденным смертию Сына Божия? —
Вечною мукою будет изглаждаться и не изгладится, ибо и вечная, конечная, однако
ж, в нас, мука никогда не станет бесконечною. Читая эту надпись: «той язвен
бысть за грехи наша и мучен за беззакония», воодушевляйтесь упованием спасения
и с дерзновением приступайте к Господу милостивому; но не думайте, что уже все
за вас сделано, или что грех уже потерял для вас свою силу и лесть. В вере
приемлется оправдание, но со знамением веры надо вступать в подвиги. Да не
соблазняет же никого временная греха сладость. Эта временность сласти слишком
мгновенна; но то, что теряется, — безмерно, и то, чем угрожает сие, — ужасно.
Взирайте же
паче «на началника веры и совершителя Иисуса, иже… претерпе крест, о срамоте
нерадив» (Евр.12,2)… «и нам оставль образ» (как гласит четвертая надпись), «да
последуем стопам его» Последователю Христову не к лицу пространная утешность и
разгар страстей неудержимых Пусть с христианскою жизнию неизбежно соединены
лишения и скорби, и добровольные, и невольные. Но есть Судия и Воздаятель,
Который за временное терпение воздает вечною славою. «Христу убо пострадавшу за
ны плотию, и вы в ту же мысль вооружитеся, запе пострадавый плотию преста от
греха» (Пет.4.1). Довлеет (довольно) нам мимошедшее время. Творили языческую
волю, ходили в нечистоте и похотях. Пора остепениться и стать твердою ногою на
пути Христовом.
Вот куда
привело нас размышление у гроба! Возвратимся теперь к себе и затвердим
хорошенько, что в христианстве, о чем ни начни рассуждать, всегда придешь к
одному: покайся и живи по Евангелию, при помощи Божией. Помоги вам Господи
исполнить сие. Аминь.
Свт.Феофан
Затворник. Слово Великую субботу
3 апреля
1865 г.