Иоанн Васильевич IV – одна из самых ярких фигур
русской истории: Грозный Царь известен не только как выдающийся государственный
деятель, но и как проницательный православный богослов, эрудированный философ и
даровитый полемист. Не последнее место в его безусловно заслуживающем внимания
литературном наследии занимает послание-ответ протестантскому пастору Яну
Роките.
Весной 1570 года с целью заключить перемирие между
Россией и Польшей глава польско-литовского престола Сигизмунд-Август направил к
Иоанну IV своих послов. В числе их находился проповедник Ян Рокита, призванный
совершать «богослужения» для шедших в посольском караване протестантов. Рокита
считался деятельнейшим членом общины проживавших в Польше чешских «братьев»,
обладал искусством оратора и неоднократно участвовал в разных спорах о вере.
Чешские «братья» описываемого периода в своем вероучении опирались на немецкий
протестантизм Лютера и Кальвина. Одним из направлений их деятельности было
стремление распространить эти еретические воззрения не только на Западе, но и в
восточных христианских землях.
Диспут между Иоанном Грозным и Яном Рокитой состоялся
в Москве, в царских палатах, в присутствии королевских послов и русских бояр и
духовенства. Царь позволил своему оппоненту говорить смело и откровенно,
потребовал изложить суть его веры, внимательно расспросил о ее основных
положениях. Выслушав пастора, Иоанн Васильевич повелел записать его речь и
обещал вскоре дать ответ с опровержением протестантских догматов.
Послание-ответ
протестантскому пастору Яну Роките
Ниже публикуются отдельные выдержки царского послания,
которые для удобства восприятия мы разделили подзаголовками с указанием затронутых
тем.
О ПРИЧИНАХ ОТВЕТА
Не хотел я было тебе отвечать, как и прежде сказал тебе, поскольку ты
расспрашиваешь ради расспросов, а не веры ради, ведь научаемы мы Господом нашим
Иисусом Христом: Не дадите святая псом, ни пометайте бисер ваших пред
свиниями (Мф. 7, 6). <…> И из-за многих дел царского правления теперь
нелегко мне в таких беседах от Божественного Писания указать истину, поскольку не
достанет бо ми повествующу времене (Евр. 11, 32). Потому коротко скажу,
чтобы не возомнил ты, будто я не ведаю, какой яд ты излиял, или возомнится вам,
будто я не знаю, что ответить, и не могу вашим словам своего противопоставить,
и не знаю Писания, или вашей тьме соблазна повиновался и впал в уныние, или в
сладость ваше учение принял, или будто нет среди истинных христиан тех, кто
ведал бы истину о тайне христианской. Из-за этого вашего сомнения вкратце скажу
вам.
О ЛЮТЕРЕ
О вашем учителе Лютере (Мартин Лютер, 1483–1546 – один из вождей
Реформации, основоположник лютеранского протестантского учения. – Примеч.
ред.): как он в жизни своей имя, ему приличествующее, получил. Воистину же
зовется Лютером, потому что лют. Ибо люто, люто о краеугольный камень, Христа
(ср.: Пс. 117, 22; 1 Петр. 2, 7), биться, и Его божественные законы разрушать,
и божественных Его учеников и Апостолов проповеди сокрушать, и установления
Святых Отцов переиначивать. И, по-разному изощряясь, все Божественное Писание
ложно исповедуете. <…> И как сказано в Евангелии от Иоанна: Не входяй дверьми
во двор овчий, но прелазя инуде, той тать есть и разбойник: а входяй дверьми
пастырь есть овцам: сему дверник отверзает, и овцы глас его слышат(Ин. 10,
1–3). Так же и вы, через ограду божественного учения перелезши и на учительском
месте став, своим учением Христовых словесных овец, которых Он Своею честною
кровью искупил, как воры крадете и губите, ибо дверьми не входили ни по чьему
повелению. <…>
О ПОСТЕ
А что написал ты о посте, все – ложь, а не истина. Ибо и Сам Господь наш
Иисус Христос, когда вышел из воды и постился 40 дней и 40 ночей, победил
искусителя воплощенной Божественной сутью Своей. Об этом писали Матфей, Марк,
Лука: Сам Господь сказал [это] Своим ученикам, когда преобразился Он и сошел с
горы, когда привел к ученикам Его человек из народа своего беснующегося сына, а
ученики тогда несовершенны еще были, не приняли еще благодати и дара Святаго
Духа и не смогли изгнать [беса]; после того привели беснующегося к Иисусу, и
Иисус исцелил его; и ученики спросили Его об этом в доме одного [из них], и
сказал им [Иисус]: Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом(Мф.
17, 21).
Потому и мы, христиане, следуя Владыке Господу нашему Иисусу Христу,
сорокадневным постом постимся, как и Он постился, подражая тем Его
Божественному страданию и воскресению. Пост же Святых Апостолов постимся в
большем покое и с меньшим воздержанием, кроме того, пост служит на пользу тем,
кто под запрещением. В пост же Пресвятой Богородицы Владычице как Матери всех
почесть воздаем. В пост же перед Рождеством Христовым, как и в пост Святых
Апостолов, постимся. Круглогодичный пост, тот, что в среду и пятницу, честно
постимся, потому, что в среду тварь замыслила убийство Господа, славы всех, в
пятницу же был Он распят. И мы этому дивимся и Бога прославляем, что Спаситель
ради человеческого спасения провидением [Своим] снизошел до такого – за людей
пострадал, то скорбим и негодуем, что такая тварь на Создателя дерзнула.
Многие и более строгие посты установлены ради воздержания и порабощения
тела. Как сказал апостол Павел: Аз убо тако теку, не яко безвестно, тако
подвизаюся, не яко воздух бияй: но умерщвляю тело мое и порабощаю (1 Кор.
9, 26–27). Так и мы постимся, чтобы сдерживать тело и подчинять его духу, – и
оправдаемся перед Господом. Когда воздух затуманился, нельзя ясно увидеть
солнце, – так и при насыщенной плоти, пуще чем при сумрачном облаке, невозможно
понять заповеди Господни и увидеть праведное Cолнце – Христа. <…>
О ЛИТУРГИИ
О литургии в Евангелии подлинно написано. Затем Священные Апостолы
установили молитвы, а Святые Отцы – как Литургию творить. Или мнишь, будто это
просто хлеб и вино? Как же поминать смерть Господню, если Литургии не творить?
Апостол Павел, обращаясь к Коринфянам, пишет: Аз бо приях от Господа, еже и
предах вам, яко Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, прием хлеб, и
благодарив преломи, и рече: приимите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы
ломимое: сие творите в Мое воспоминание. Такожде и чашу по вечери, глаголя: сия
чаша новый завет есть в Моей крови: сие творите, елижды аще пиете, в Мое
воспоминание. Елижды бо аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню
возвещаете (1 Кор. 11, 23–26). И Господь наш Иисус Христос говорил, когда в
Божественном Своем страдании возлег с двенадцатью Своими учениками и сказал им:И приим хлеб, хвалу воздав преломи, и даде им, глаголя: сие есть тело Мое,
еже за вы даемо: сие творите в Мое воспоминание. Такожде же и чашу по вечери,
глаголя: сия чаша новый завет Моею кровию, яже за вы проливается(Лк. 22,
19–20). Это у Луки. Матфей и Марк говорят: Сия бо есть кровь Моя, новаго
завета, яже за многия изливаема во оставление грехов (Мф. 26, 28; Мк. 14,
24). Смотри, как воспоминание Господне творить, если Литургии нет? Тем более,
что [Христос] Сам учил Своих учеников и Апостолов творить молитву, Сам воздавал
хвалу Богу и Отцу, как при Лазаре, так и здесь. И потому, если кто Литургии не
совершает, тот не возвещает о смерти Господней, он – антихрист и извратитель
веры Христовой. <…>
ОБ ИКОНОПОЧИТАНИИ
Ты вот писал о поклонении иконам, и я кратко это твое безумие обличу. Если
хочешь узнать истину, прочти в «Царствиях» об иконоборце Льве Исавре и сыне его
Константине Гноетезном, и Льве Армянине, и Феофиле Богомерзком (византийские
Императоры, наиболее значимые деятели иконоборчества – движения против
почитания икон в Византии в первой пол. VIII – сер. IX в. – Примеч. ред.),
досадителе святым, – и все там найдем объясненным о божественном поклонении
иконам и о богомерзком супротивстве нечестивых Царей, в нечестие которых вы
своею волей подались. <…>
О МОНАШЕСТВЕ
А что написал ты об иноческом житии, то пошло оно от апостолов. Как сказал
Господь наш Иисус Христос в Евангелии от Матфея, зачало 19: Иже любит отца
или матерь паче Мене, несть мене достоин: и иже любит сына или дщерь паче Мене,
несть Мене достоин: и иже не приимет креста своего и вслед Мене грядет, несть
Мене достоин (Мф. 10, 37–38). И снова: Иже хощет по Мне ити, да
отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет (Мк. 8, 34).
<…> И скажи мне, кто недуги исцелил, кто больных [на ноги] поставил, кто
мертвых воскресил, кто смертную [чашу] испил, не навредив себе, кто бесов
изгнал, не навредив себе, и прочее по Евангелию? Не все ли это иноческий
подвиг?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
А что писал ты, что ты по нашему повелению вольно и смело говорил, и нам бы
на тебя опалы не держать, то мы ныне слово свое помним и никакой опалы на тебя
не кладем. А что мне тебя нельзя держать за нееретика, так это потому, что все
учения твои отвратны Христову учению, и обо всем ты мудрствуешь супротив
Христовой Церкви, и ты не только еретик, но и слуга антихристов диавольского
совета. И [если] не пуще Лютера, [то] пуще тебя есть! А впредь бы тебе этого
своего учения в нашей стране не объявлять. И о том Господа нашего Иисуса Христа,
всех Спасителя, прилежно молим, чтобы нас, русский народ, сохранил от тьмы
вашего неверия. Слава Отцу вместе с присносущим Его Сыном и Святым Духом, ныне
и присно и вовеки веков. Аминь.
Источник: http://pkrest.ru