Глас православного народа Глас православного народа
Глас православного народа
Глас православного народа
Глас православного народа
Глас православного народа  
 
 
 
Глас православного народа
Глас православного народа
 


Догмат об Искуплении в новом катехизисе и в Божественном Откровении
Автор: admin   |   Просмотров: 1158   |   Информация

Догмат об Искуплении в новом катехизисе и в Божественном ОткровенииВ недрах Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви полным ходом идет работа над новым катехизисом, который призван стать современным руководством по основным вероучительным и нравственным вопросам для обратившихся или желающих обратиться в Православие. До недавнего времени содержание этого документа удавалось сохранять в тайне, но в феврале этого года черновой вариант просочился-таки в сеть. Многие ознакомившиеся с текстом священнослужители и миряне высказывают небезосновательные опасения. Данный труд, по их мнению, направлен на расшатывание фундамента Церкви, основой которого всегда были следование догматам, канонам и древней традиции.


В частности, одно из заблуждений, следы которого четко прослеживаются в новом катехизисе, – искажение православного догмата об Искуплении. Так, авторами отрицается гнев Божий по отношению к грешникам и даже Искупление Христово собственно как Искупительная Жертва, принесенная за человечество Святой Троице. «Крестная жертва Спасителя была нужна не Богу Отцу, но людям, и она была следствием любви, а не гнева Бога Отца.


Об этом говорит святитель Иоанн Златоуст: «Для чего Бог не пощадил и Единородного Сына Своего, но предал Его? Для того, чтобы примирить с Собою людей, находившихся с Ним во вражде, и сделать их народом избранным (Тит 2:14)». Не Бог находился во вражде с человеком, но человек враждовал против Бога. Поэтому жертва Сына Божия была жертвой примирения, но благодаря этой жертве примирился опять же не Бог с человеком, а человек с Богом».


Православный блогер Александр Цветков в «Живом журнале» отмечает, что в других своих проповедях тот же святитель Иоанн Златоуст прямо указывает на то, что вражда Бога и человека обоюдна и что гнев Бога за отвращение от Него приводит к мукам вечным. «Выражение катехизиса „примирился опять же не Бог с человеком, а человек с Богом" цитату св. Иоанна Златоуста: „Бог гневался на нас, мы отвращались от Бога", по сути, урезает до „мы отвращались от Бога". Таким образом, косвенно отрицая этим Бога гневающегося, Бога как Судью. Вражда человека с Богом понятна, а что такое вражда Бога с человеком? Это и есть суд Божий. Бог ненавидит грех, таким образом Его суд – также вражда Бога против греха, а так как человек не только облекся в грех, но и любит делать грех, то поэтому – это вражда Бога с грешником. Опасения, к сожалению, подтверждаются, „осиповщина", увы, проникла и в текст катехизиса».


Для разъяснения некоторых первоначальных основ Богооткровенного учения по данному вопросу в сегодняшний праздник, Неделю Крестопоклонную, предлагаем к прочтению фрагмент из труда дивного апологета Православия святителя Серафима (Соболева).


 

СВИДЕТЕЛЬСТВА БОЖЕСТВЕННОГО ОТКРОВЕНИЯ, СВЯТЫХ ОТЦОВ ЦЕРКВИ И БОГОСЛУЖЕБНЫХ КНИГ ОБ ИСКУПЛЕНИИ НАС КРЕСТНОЮ СМЕРТЬЮ СПАСИТЕЛЯ ОТ ПЕРВОРОДНОГО ГРЕХА И НАШИХ ЛИЧНЫХ ГРЕХОВ


Говоря о первородном грехе, мы в свое время, на основании слов Апостола Павла: Единем человеком грех в мир вниде (Рим. 5, 12), выяснили, что первородный грех тесно связан с нашими личными грехами, как связаны между собою причина и следствие. Отсюда, все свидетельства Священного Писания, в которых говорится об искуплении нас крестною смертию Христа, Его Кровию, от греха или грехов наших, надо понимать в том смысле, что Господь искупил нас и от первородного греха и всех наших личных грехов.


То же самое разумение мы должны относить и к тем свидетельствам Священного Писания, где говорится, что Господь искупил нас Своею Кровию, но не сказано: от чего искупил. Все эти Богооткровенные свидетельства показывают, что Господь искупил нас от грехов наших. А последние не мыслятся вне связи с первородным грехом Адама.


Эту истину об искуплении нас крестною смертию Христа от грехов Господь открыл еще в Ветхом Завете Своему пророку Исаии, почему и вложил в его уста такие пророческие слова: Той... язвен быстъ за грехи наша и мучен быст за беззакония наша, наказание миpa нашего на Нем: язвою Его мы исцелехом... Предана бысть на смерть душа Его и со беззаконными вменися и Той грехи многих вознесе и за беззакония их предан бысть (Ис. 53, 5, 12).


Эту истину имел в виду и святой Иоанн Креститель, когда, указывая на Христа своим ученикам, сказал:Се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1, 29) А святой Иоанн Богослов в первом своем послании прямо говорит, что Кровь Иисуса Христа... очищаешь нас от всякого греха (1 Ин. 1, 7) – разумеется, и первородного, и личного. Та же мысль высказывается им и в его Откровении, где говорится, что мы искуплены Кровию Христа, как закланного Агнца (см.: Откр. 5, 8–9). О том же поучает нас и святой апостол Петр в словах своего первого послания, где говорит: Ведяще, яко не истленным сребром или златом избавистеся от суетнаго вашего жития, отцы преданнаго, но честною Кровию яко Агнца непорочна и пречиста Xpucта (1 Петр. 1, 18–19).


Много свидетельств об искуплении нас от грехов кровию Христа мы находим у апостола Павла, и прежде всего в его послании к Евреям: Таков бо нам подобаше Apxиepeй (Первосвященник), – говорит Апостол в 7-й главе означенного послания, – ...Иже не имать по вся дни нужды якоже первосвященницы, прежде о своих гресех жертвы приносити, потом же о людских: сие бо сотвори единою, Себе принес (Евр. 7, 26–27). В главе 9-й мы находим такие слова: Христос... ни Кровию козлею ниже тельчею, но Своею Кровию, вниде единою во святая, вечное искупление обретый... Кровь Христова... очистит совесть нашу от мертвых дел, во еже служити нам Богу живу и истинну. И сего ради новому завету Ходатай есть, да смерти бывшей, во искупление преступлений бывших в первом завете, обетование вечнаго наследия приимут звании(Там же. 9, 11–15).


А в десятой главе сказано: Всесожжений... о гресе не благоволил еси. Тогда рех: се иду... еже сотворити волю Твою, Боже... О нейже воли освящени есмы принесением Тела Иисус Христова единою... Имуще убо дерзновение, братие, входити во святая Кровию Иисус Христовою, путем новым и живым И (имея) Иерея велика над домом Божиим... Да держим исповедание упования неуклонное(Там же. 10, 6–7, 19, 21, 23).


То же учение об искуплении нас Кровию Христа мы находим и в других посланиях апостола Павла. Так, желая привлечь наши сердца ко Христу, как нашему Искупителю, апостол в своем Послании к Римлянам пишет о Нем: Егоже предположи Бог очищение верою в Крови Его, в явление правды Своея, за отпущение прежде бывших грехов (Рим. 3, 25). Оправдани бывше ныне Кровию Его, спасемся Им от гнева (Там же. 5, 9).


Ту же истину свидетельствует Апостол и в своих посланиях к Ефесянам (Ефес. 1, 7) и Колосянам (Кол. 1, 14).


Не могли иначе учить о нашем искуплении и Святые Отцы Церкви, ибо основанием их догматического учения было то же самое Божественное Откровение. Поэтому они свидетельствовали, что наше искупление совершилось крестною смертию Иисуса Христа. «Господь, – говорить святой Афанасий Великий, – всех... привел к Себе, а чрез Себя – к Отцу... И смертию Его совершилось спасение всех, искуплена вся тварь. Он есть общая всех Жизнь, и в искупительную жертву за спасение всех, как овча, предал на смерть Тело Свое, хотя и не веруют тому иудеи» (Творения Афанасия Великого. Ч. 1. С. 238). «Он (Христос) именуется Избавлением (см.: 1 Кор. 1, 30), – вещает святой Григорий Богослов, – как освобождающий нас, содержимых под грехом, как давший Себя за нас в искупление, в очистительную жертву за вселенную» (Творения св. Григория Богослова. Т. 1. С. 441–442). «Он был Жертва, но и Архиерей; Жрец, но и Бог; принес в дар Богу Кровь, но очистил весь мир; вознесен на Крест, но ко Кресту пригвоздил грех» (Там же. Т. 2. С. 22).

В изъяснении святым Василием Великим восьмого стиха 48-го псалма мы находим такие слова: «Что может человек найти столько ценное, чтобы дать в искупление души своей ? Но нашлось одно равноценное всем вместе людям, что и дано в цену искупления души нашей, – это святая и многоценная Кровь Господа нашего Иисуса Христа, которую Он пролил за всех нас» (Творения св. Василия Великого. Т. 1. С. 194–195). В своем истолковании одиннадцатого стиха 1-й главы пророка Исаии тот же Святой Отец говорит: «Поелику же отринуто множество подзаконных жертв, как безполезное, то принята единая Жертва, принесенная в последние веки во оставление греха. Ибо Агнец Божий взял на Себя грех миpa, „предав Себе приношение и жертву в воню благоухания" (Еф. 5, 2)» (Там же. Т. 1. С. 240).


Так учили о совершении нашего искупления не чрез какое-либо иное средство, а только чрез крестную смерть Господа, Его честную Кровь, – и другие Святые Отцы Церкви (Митр. Макарий. Догматическое богословие. Т. 2. С. 142–144, 150–154).


Они указывали также, что ради принесения Себя в искупительную жертву и только по этой одной причине Иисус Христос сделался и наименовался от Бога Первосвященником. «Когда, – спрашивает святой Афанасий Великий, – стал (Иисус Христос) Святителем исповедания нашего? Не с того ли времени, как принес Себя за нас», чтобы «собственною Своею Кровию всех нас очистить от грехов и воскресить от мертвых» (Творения св. Афанасия Великого. Ч. 2. С. 270). По словам святого Епифания, «Он (Господь) называется Архиереем потому, что в Теле Своем принес Самого Себя в жертву Отцу за род человеческий; Сам священник, Сам и жертва, Он принес Себя, священнодействуя за весь мир»(Митр. Макарий. Догматическое богословие. Т. 2. С. 135).

Как нами указано было выше, есть еще один благодатный источник, откуда мы можем черпать истинные познания по данному догматическому вопросу. Мы имеем в виду богослужебные книги нашей Православной Церкви. Последние выражают собою богооткровенное и святоотеческое учение. Поэтому они также свидетельствуют, что искупление или спасение нам даровано крестною смертию Христа. В пользу этой истины можно привести из богослужебных книг безчисленное множество свидетельств. Укажем только несколько.


В службе Октоиха, в одной из стихир на «Господи воззвах», мы находим такие слова: «У креста предстоящи... глаголаше Мати... что сия страждеши неправедно, Слове Божий? – Да спасеши человечество» (Октоих. Глас 1-й. Лист. 46. М., 1896). «Волею благоволил еси плотию взыти на Крест, – говорится в тропаре в честь образа Христова, – да избавиши яже создал еси от работы вражия» (Там же. Лист. 146) А в одной песне канона сказано: «Род человеч, порабощен мучителем грехолюбным, Кровию Божественною Христос искупи» (Там же. Ч. 1, служба 3-го гласа. Лис. 171).


И в богослужебных книгах Святая Церковь показывает нам, от чего именно искупляет нас крестная смерть Христа. «Христос бо Спас наш, – говорит Святая Церковь словамитого же Октоиха, – на Кресте пригвозди грехи наша» (Там же, служба 1-го гласа, стихира на великой вечерне. Лист 12). «На древе гвозьми пригвожден, – говорится в каноне пятка сырной седмицы, – лукавое писание пригвоздил еси греха» (Постная триодь. Утр. сырн. пятка, трипеснец, 8-я песнь, тр. 4, л. 44). «Омраченное сердце мое грехом избавлением Твоим омый, истекшею из ребр Кровию, Христе мой» (Там же. Песнь 8-я, утр. трипесн., тр. 3, срод. 2-й седм. Великого Поста, л. 134).


 

Святитель Серафим (Соболев)

По поводу статьи митрополита Антония (Храповицкого) «Догмат искупления» // Искажение православной истины в русской богословской мысли. М., 1997.



Источник: http://www.christian-spirit.ru

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


Распечатать


Другие новости по теме:






апостасия, беззаконие, видео, военное, волчий собор, главная новость, глобализация - построение царства антихриста, гонения, ересь жидовствующих, еретики, иностранное, интервью, исповедничество, история, кощунство, крестный ход, культура, мировое антихристово правительство, народ, обновленчество, обращения, общественные организации, патриотизм, политика, праздник, протест, Русская Православная Церковь, святые, святые отцы, Сербская Православная Церковь, содомиты, суд, Украинская Православная Церковь МП, храм, царская власть, Церкви поместные, церковные каноны, экуменизм - ересь ересей, электронный концлагерь, ювенальный безпредел

Показать все теги
Глас православного народа
Глас православного народа
статьи и письма
Глас православного народа
Глас православного народа

Календарь
Глас православного народа
Глас православного народа
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Глас православного народа
Глас православного народа




Архив статей
Глас православного народа
Глас православного народа
Июль 2020 (24)
Июнь 2020 (21)
Май 2020 (53)
Апрель 2020 (46)
Март 2020 (55)
Февраль 2020 (50)


Глас православного народа
Глас православного народа

Глас православного народа
 
Глас православного народа
авторизация
Глас православного народа
Глас православного народа





ОПРОС:
Глас православного народа
Глас православного народа
Читаете ли Вы утренние и вечерние молитвы?

Да, каждый день
Не каждый день
Редко читаю
Только утренние
Не читаю



топ-статьи
Глас православного народа
Глас православного народа



Глас православного народа
Глас православного народа


Глас православного народа   Глас православного народа   Глас православного народа
© 2005-2020 газета "Глас православного народа" | написать письмо редактору Сорокиной Анастасии