Как велика сила поста и молитвы! Не мудрено: во время
поста душа становится господствующей над похотями тела, вообще подчиняет его
себе, а через плоть действует весьма часто диавол; постник побеждает,
следовательно, и плоть, и диавола – значит, тогда он близок к Богу по
нравственному своему состоянию и всего легче может делать силы Божии. Если к
этому еще присоединяется молитва, которая низводит к нам благословение и помощь
неба, тогда человек действительно может повелевать не только вещественной
природой, но и падшими духами. Чем победил диавола Сам Господь? Постом и
молитвой.
***
Говорят: не важное дело есть скоромное в посте, не в
пище пост; не важное дело носить дорогие, красивые наряды, ездить в театр, на
вечера, в маскарады, заводить великолепную дорогую посуду, мебель, дорогой
экипаж, лихих коней, собирать и копить деньги и прочее; но из-за чего сердце
наше отвращается от Бога, Источника жизни, из-за чего теряем вечную жизнь? Не
из-за чревоугодия ли, не из-за драгоценных ли одежд, как евангельский богач, не
из-за театров ли и маскарадов? Из-за чего мы делаемся жестокосердыми к бедным и
даже к своим родственникам? Не из-за пристрастия ли нашего к сластям, вообще к
чреву, к одежде, к дорогой посуде, мебели, экипажу, к деньгам и прочему?
Возможно ли работать Богу и мамоне, быть другом мира и другом Божиим, работать
Христу и велиару? Невозможно. Из-за чего Адам и Ева потеряли рай, впали в грех
и смерть? Не из-за яди ли единой? Присмотритесь хорошенько, из-за чего мы
нерадим о спасении души своей, столь дорого стоившей Сыну Божию, из-за чего
прилагаем грехи ко грехам, впадаем непрестанно в противление Богу, в жизнь
суетную, не из-за пристрастия ли к земным вещам, и в особенности к сластям
земным? Из-за чего грубеет наше сердце? Из-за чего мы делаемся плотью, а не
духом, извращая свою нравственную природу, не из-за пристрастия ли к пище,
питью и прочим земным благам? Kак же после этого говорить, что есть скоромное в
посте не важно? Это самое, что мы так говорим, есть гордость, суемудрие,
непослушание, непокорность Богу и удаление от Него.
***
Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа
не имущим, или плотью бездушной, а постясь, привлекаешь к себе Духа Святаго и
делаешься духовным. Возьми хлопчатую бумагу, не смоченную водой. Она легка и, в
малом количестве, носится в воздухе, но смочи ее водой, она сделается тяжелою и
тотчас падает на пол. Так и с душою. О, как надо беречь душу постом!
***
Пост – хороший учитель: 1) он скоро дает понять
всякому постящемуся, что всякому человеку нужно очень немного пищи и питья и
что вообще мы жадны и едим, пьем гораздо более надлежащего, то есть того, чем
сколько требует наша природа; 2) пост хорошо оказывает или обнаруживает все
немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая
очищаться мутная, стоячая вода показывает, какие водятся в ней гады или какого
качества сор; 3) он показывает нам всю необходимость всем сердцем прибегать к
Богу и у Него искать милости, помощи, спасения; 4) пост показывает все
хитрости, коварство, всю злобу безплотных духов, которым мы прежде, не ведая,
работали, коварства которых при озарении теперь нас светом благодати Божией
ясно оказываются и которые теперь злобно преследуют нас за оставление их путей.
***
Kто отвергает посты, тот забывает, от чего произошло
грехопадение первых людей (от невоздержания) и какое оружие против греха и
искусителя указал нам Спаситель, когда искушался в пустыне (постясь сорок дней
и ночей), тот не знает или не хочет знать, что человек отпадает от Бога именно
наичаще через невоздержание, как это было с жителями Содома и Гоморры и с
современниками Ноя, – ибо от невоздержания происходит всякий грех в людях; кто отвергает
посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострастной плоти своей
и против диавола, сильных против нас особенно через наше невоздержание, тот и
не воин Христов, ибо бросает оружие и отдается добровольно в плен своей
сластолюбивой и грехолюбивой плоти; тот, наконец, слеп и не видит отношения
между причинами и последствиями дел.
***
Поститься христианину необходимо для того, чтобы
прояснить ум и возбудить и развить чувство и подвигнуть к благой деятельности
волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего
объедением и пьянством и заботами житейскими (Лк. 21, 34), а через то отпадаем
от Источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в
себе образ Божий. Объедение и сластолюбие пригвождают нас к земле и обсекают,
так сказать, у души ее крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех
постников и воздержников! Они, как орлы, парили в небесах; они, земнородные,
жили умом и сердцем на небесах и слышали там неизреченные глаголы и там научились
божественной премудрости. И как человек унижает себя чревоугодием, объедением и
пьянством! Он извращает свою природу, созданную по образу Божию, и уподобляется
скоту безсловесному и даже делается хуже его. О, горе нам от пристрастий наших,
от беззаконных навыков наших! Они препятствуют нам любить Бога и ближних и
исполнять заповеди Божии; они коренят в нас преступное плотское себялюбие,
конец которого – погибель вечная.
***
Нам, христианам, как новым людям, заповедан
пост, поэтому мы не должны много заботиться о питании чрева, излишества в пище
и питье, о лакомствах, потому что все это препятствует достижению Небесного
Царствия. Наш долг приготовляться к небесной жизни и заботиться о духовной
пище, а духовная пища есть пост, молитва, чтение Слова Божия, особенно же
Причастие Святых Тайн. Когда мы не радеем о посте и молитве, тогда преисполнены
всяких грехов и страстей, когда же питаемся духовной пищей, тогда очищаемся от
них и украшаемся смирением, кротостью, терпением, взаимной любовью, чистотой
душевной и телесной.
***
Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они
принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися (Мф. 6:16).
В настоящее время весьма мало таких людей, которые по лицемерию захотели бы
казаться другим во время поста великими постниками с тем, чтобы заслужить себе
от людей славу.
Скорее всего, найдутся теперь люди, которые ни быть, ни казаться не хотят
постниками, потому что пост почитают для себя делом безполезным и излишним, а
казаться другим постниками — делом глупым и смешным.
***
Молитва и пост очищают,
просвещают и укрепляют душу; напротив, без молитвы и поста душа наша — легкая
добыча диавола, потому что не ограждена и не защищена от него. Пост и молитва —
духовное оружие против диавола, потому и говорит Господь, что род бесовский
исходит только молитвой и постом. Святая Церковь, зная силу этого духовного
оружия, призывает нас на каждой седмице дважды к посту — в среду и пятницу,
между прочим, в воспоминание страданий и смерти нашего Спасителя, и в году
многократно во все многодневные посты, а Великий пост соединяет с особенными умилительными
покаянными молитвами. Пост и молитва имеют ту духовную выгоду, что, укрепляя
наши души, укрепляют в нас самую веру, надежду и любовь и соединяют с Богом.
***
Время Четыредесятницы — время борьбы, подвигов против
врагов невидимых, против всяких грехов и страстей, обладающих нами. Таково оно
должно быть по смыслу Церкви. Четыредесятница установлена по подражанию нашему
Спасителю, давшему нам во всем образ и пример, а Он во время поста был искушаем
от диавола и победил его Словом Божиим.
***
Кто истинно постится, тот неизбежно должен терпеть скорбь
плоти, упорную борьбу с нею духа и в довершение всего — козни диавола,
действующего на нашу душу через разные помыслы, наводящие великую печаль,
особенно тем, которые еще не тверды и несовершенны в христианской жизни.
***
У нас теперь Великий пост, продолжающийся сорок дней. Что
такое этот Великий пост? Он есть драгоценный дар нам Спасителя нашего, Который
Сам постился сорок дней и ночей, не ел и не пил, дар поистине драгоценный для
всех ищущих спасения как умертвитель душевных страстей. Словом и примером Своим
Господь узаконил его Своим последователям. И с какой любовью, какими
божественными, благодатными силами служит Господь всем истинно постящимся! Он
их просвещает, очищает, обновляет, укрепляет в борьбе со страстями и с
невидимыми врагами, с начальствами и властями и миродержителями тьмы века сего;
научает всякой добродетели и возводит к совершенству, к нетлению и горнему
блаженству. Испытали и испытывают это на себе все истинно постящиеся. Пост с
молитвой есть верное оружие против диавола и многострастной плоти. Пусть же
никто не умничает, что не нужен пост.
***
Он (пост) усмиряет нашу грешную, прихотливую плоть,
освобождает из-под ее тяжести душу, сообщая ей как бы крылья для свободного
парения к небу, дает место действию благодати Божией. Kто постится свободно и
правильно, тот знает, как душа бывает легка и светла во время поста; тогда
легко идут в голову и мысли добрые, и сердце бывает чище, нежнее,
сострадательнее, – мы ощущаем стремление к делам добрым; является сокрушение о
грехах, душа начинает чувствовать гибельность своего положения и начинает
сокрушаться о грехах. А когда мы не постимся, когда мысли в безпорядке, чувство
не обуздано и воля позволяет себе все, тогда редко увидишь в человеке
спасительную перемену, тогда он мертв по своей душе: все силы ее действуют по
неверному направлению; главная цель действования – цель жизни – выпускается из
виду; является множество частных целей, почти столько, сколько есть у каждого
человека страстей или прихотей. В душе происходит странная работа, следствием
которой бывает по видимости какое-то созидание: видишь материалы для
построения, начало, середину и конец дела, а на самом деле концом всего выходит
– ничто. Душа идет сама против себя, против собственного спасения всеми силами:
и умом, и волей, и чувством. Kто постится по-христиански, разумно, свободно,
тот по неложному обещанию Господа удостаивается воздаяния за свой подвиг от
Отца Небесного. Отец твой, сказал Спаситель об истинном постнике, видящий
тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 4). А воздаяние это, без сомнения, всегда
бывает щедрое, истинно отеческое, служащее к самой существенной нашей пользе.
***
Или грехом считают съесть, даже по немощи
своей телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести
презирают или осуждают ближнего, например, знакомых, обижают или обманывают,
обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте.
О лицемерие, лицемерие! О непонимание духа Христа, духа веры христианской! Не
внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего
Господь Бог наш? Не внутренние ли скляницы и блюда надо очистить, чтобы внешнее
было чисто? Не в помощь ли внутренней добродетели дается наружный пост? Зачем
же мы извращаем божественный порядок?
Святой праведный
Иоанн Кронштадтский