Пятдесятницу празднуим, и Духа пришествие,
и предложение обещания, и надежди исполнение,
и таинство елико, яко велико же и честно.
(стихира)
На сошествие Святаго Духа мы должны смотреть не только как на чудо,
прославившее Апостольскую Церковь, но и как на событие, существенно соединенное
с делом нашего спасения. И настоящее торжество не есть простое воспоминание
прошедшего, но продолжение Апостольского приготовления к приятию Духа,
непрестанно дышущего, идеже хощет. Мы молитвенно призываем Утешителя Духа
Истины, да приидет и вселится в нас, как некогда снизошел и почил на свв.
Апостолах. Но чтобы молитва наша была услышана, нам надобно знать, о чем же нам
следует просить. Не осмелимся здесь говорить о Духе Святом, как о Третьем Лице
Св. Троицы, исходящем от Отца и почивающем в Сыне. Только Сам Дух Божий,
испытующий глубины Божии (1 Кор. 2:10-11) знает тайны Своего бытия и открывает
Свои тайны достойным сего. Дух, посылаемый Сыном от Отца (Ин. 15:26) в
спасительных дарах и действиях на душу человека: вот предмет, единственно
доступный для разумения нам едва начаток Духа имущим (Рим. 8:23).
Действие Духа Святаго на душу человека таинственно и непостижимо — но оно
действительно и ощутимо для тех, кто внимает себе. Оно подобно ветру,
примечаемому в тех движениях, которые он производит, но не в тех, которые Его
составляют. Дух идеже хощет дышет и глас Его слышиши, но не веси, откуда
приходит и камо грядет: тако есть всяк человек, рожденный от Духа (Ин.
3:8).
Какие же суть примечательнейшие
перемены, которые могут означить путь Духа Божия в душе человеческой?
Бывают минуты, в которые и преданный миру и плоти человек пробуждается от
очарования, в каком они держат его. Видит он ясно, что прошедшая жизнь его есть
цепь заблуждений, слабостей, преступлений, измен Богу, что дела его естественно
суть семя будущих казней и что самые добродетели его не устоят перед взором
Вечного Судии. Видя все это, осуждает сам себя, трепещет всем существом своим
и, будучи отчаян в самом себе, через это отчаяние влечется к упованию на Бога.
Это расположение к покаянию, что есть иное, как не то дыхание бурно,
которое предвещает сошествие Святаго Духа (Деян. 2:2)? Что, как не тот страх
Господень, среди которого мы во чреве приимем, как выражается Пророк, Духа
спасения Божия (Ис. 26:18)? Блажен, кто с покорностью дает влечь себя сему
стремлению Духа Божия! Оно поведет его тесным путем (Мф. 7:14) самоотвержения,
заставить его самого исторгать то, что прежде посеял, и разрушать то, что
созидал, научит его страдать и радоваться в страданиях (Кол. 1:24), распять
плоть со страстьми и похотьми (Гал. 5:24), чтобы совершенно предать дух в руце
Божии. Мало по малу бурное дыхание превращается в те кроткие неизглаголанные
воздыхания, которыми Сам Дух о нас свидетельствует (Рим. 8:26), в тот живой
глас, коим вопиет Он в сердцах наших: Авва Отче (Гал. 4:6), и тогда
человек исполняет Христову заповедь о непрестанной молитве (Лк. 18:1), что при
одних собственных силах было бы невозможно, и при его склонности к рассеянию и
по неведению предметов и образа истинной молитвы. С упражнением же в
непрестанной молитве неразлучно соединяется духовное уединение, в котором
христианин, войдя в клеть свою и затворив двери (Мф. 6:6), пребывает в ожидании
«Обетования Отча» (Деян. 1:4). Он не вдается в развлечения, в коих миролюбцы,
связанные суетными благоприличиями, редко возвращаются к себе, но пленяет разум
в послушание Христово (2 Кор. 10:5), и все свои желания или устремляет горе,
где живот его сокровен есть со Христом в Бозе (Кол. 3:3) или упокаивает внутрь
себя, где благодать должна открыть наконец Царствие Божие (Лк. 17:21). Если
человек твердо решится всегда удерживать себя в этом состоянии внутренней
молитвы, самособранности и самоотчуждения, то скоро пустыня души его жаждущая
процветет, яко крин (Ис. 35:1). И сквозь тлеющий покров ветхого человека
постепенно будет просиявать в нем новый человек, созданный по Богу в правде и в
преподобии истины (Кол. 3:9). И Дух святости дышать будет во всех его
способностях и действиях.
Благодать превращает в безценное сокровище все, к чему ни коснется в
человеке, ей преданном. В уме его сияет дух премудрости духовной. Его волю
движет дух свободы, чуждой порабощению страстям. В глубине сердца его почивает
дух мира, всякий ум превосходящего (Фил. 4:7).
И что много говорить!
Несравнимо ни с чем счастие быть сосудом, жилищем и орудием Духа Божия!
Подлинно это есть блаженство на земле небесное! Это есть таинство, в котором
сокрывается все, чего ищет дух человеческий и о чем вся тварь совоздыхает и
соболезнует (Рим. 8:22).
Но, Господи! кто верова слуху нашему, и мышца Господня кому открыся(Ис. 53:1)? Мир не приемлет сего таинства. Божественный дар Духа кажется ему
редким явлением. Есть и между христианами люди, которым дары Святаго Духа
кажутся столь странными, что если не смеют совсем отвергнуть их, по крайней
мере, относят их к другим лицам и древним временам. И сами не помышляя о
духовном возрождении, довольствуются или праздною надеждою на заслуги Ходатая
Иисуса или даже собственною честностью.
Нерадостное это предзнаменование!
Если люди не примечают действий Святаго Духа, то, или имеют очи и не видят,
или в самом деле вопрос: Егда приидет Сын Человеческий, обрящет ли веру на
земли? (Лк. 18:8) — приближается к разрешению, и самый мир находится при
последнем издыхании. Вселенная знает, что случилось с нею тогда, когда изрек
раздраженный Бог: не имать Дух Мой пребывати в человецех сих, зане суть
плоть (Быт. 6:3). Тогда не только беззаконный род человеческий, но и
тварь, повинувшаяся суете невольно, потребилась мстительными волнами водного
потопа. Еще подобное прещение — и наступит огненный потоп суда последнего.
Но доколе Бог сохраняет бытие наше, христиане, и благоденствие Церкви Своей,
до тех пор мы не можем сомневаться, что Дух Божий в ней пребывает. Так же, как
при создании мира Он носился верху воды, носится Он и ныне, при продолжающемся
воссоздании человека над бездною расстроенного естества нашего и животворящим
осенением оплодотворяет его к благодатному возрождению.
Предадим же себя Его всесильному действию, приведем к Нему наши мысли и
желания от смешения мира и плоти, воззовем из глубины отпадения нашего, да
снидет на нас и Своею благодатию, ходатайством Искупителя нашего, нам
приобретенного, очистит, просветит, обновит, освятит и спасет, Благий души
наша! Аминь.
Архиепископ Феофан Полтавский