Три года назад мы все оказались под большим впечатлением от
форсайт-проекта «Детство-2030». То, что он озвучивает, казалось и продолжает
казаться жутким и античеловечным. Казалось очень странным то, что именно он был
представлен на международной выставке в Шанхае-2010 как презентация России. То
есть денег было вгрохано в многомиллионном исчислении.
Тогда впервые заговорили о создании Нейронета как возможного
дальнейшего этапа развития технологий, о трансгуманизме как о новой ступени
эволюции человека путем создании системы связи между нервной системой,
компьютером и сетью.
Но никто тогда еще не знал, что одновременно с ним попал в
разработку форсайт-проект «Образование-2030». И в сентябре этого года этот
новый форсайт – «Образование-2030» был представлен широкой публике.
Общая идея – школа почти отмерла и скоро умрет совсем,
образование становится услугой, сферой бизнеса, человек становится
биологической составляющей системы «нервная система – компьютер – сеть», гены
таланта – объект патентования и инвестирования. И так далее.
Форсайт-проект – это способ представить, как будет
развиваться окружающий мир, в частности, образование, в ближайшей перспективе.
Участники форсайта исследуют тенденции и тренды, которые появляются в
экономике, общественных отношениях, технологиях, науке, и на основании
полученных данных моделируют образ будущего.
Разработчики заявляют, что форсайт не отражает желания его
создателей. В последнее десятилетие технология форсайта используется в
общественно-политической сфере для прогнозирования вариантов развития городов,
регионов и целых стран. Задача форсайта — не просто определить, в каком
направлении будет двигаться цивилизация, но и предложить конкретную
последовательность действий для достижения поставленных целей.
Мы не будем сейчас демонизировать авторов и их инвесторов,
это отдельная тема. Просто в самом общем приближении посмотрим, какой сценарий
развития образования они нам рисуют, в связи с чем станет понятно, почему идет
такая активная оцифровка населения, в которой задействованы очень влиятельные
силы и очень крупные бюджетные расходы.
Продвижение и обучение глобальным ценностям – с 2013
Создание научных парков долгосрочного пребывания детей- с
2014. Первые протесты против национальных систем образования.
С 2015 – разрыв между цифровыми учениками и нецифровыми
учителями. Уход учителей-ретрансляторов из сферы образования.
Опасности: из-за автоматизации процессов многие люди
оказываются не востребованы – с 2015.
Вовлечение социально-нереализованных людей в игровые миры с
целью обеспечения занятости и доп. образования – с 2015;
Фиксация поведения индивида автоматическими системами – с
2015;
Компетенция как единица измерения образовательного процесса
– c 2016;
3D-печать как замена легкой промышленности – 2016;
Генетический паспорт ученика как основание для
индивидуального образования ученика – с 2016;
В 2016 триггерная точка – возможно патентование генов;
С 2017 – новые принципы взаимодействия между людьми;
С 2017 – массовые нейроинтерфейсы – дешевые системы ввода и
вывода информации через энцефалограммы и системы биологической обратной связи,
миниатюризация и оестествление компьютерных устройств ввода/вывод и отказ от
компьютеров как от специальных объектов;
2018 год – обязательный идентификатор личности в Интеренете;
2018 – школа как цифровое игровое пространство с дополненной
реальностью, живые меняющиеся учебники;
2018 – появление цифровых валют;
Опасности-2018 – наследие образовательных моделей,
ригидность.
2020 – год тотальной цифровизации: все оцифровано;
- появление Нейронета: связь «нервная система – компьютер –
сеть» + нано и биотехнологии для усиления возможностей нервной системы;
- развивающая беременность – ребенок в утробе матери
получает необходимые знания;
- игровая культура становится нормой жизни;
- город синтезирует все, необходимое для жизни – воду,
воздух, пищу;
ИТ-детокс – клиники, где лечат боязни офф-лайна, зависимости
от компьютера.
2020 – машины начинают понимать смысл человеческой речи;
- социально принудительное перевоспитание в виртуальных
симуляторах лиц, совершивших преступления.
2021 год – доминирование Китая и Индии, смена культурной
парадигмы;
- продажа специалистов с уникальными компетенциями
оплачивается нациям;
- унификация стандартов образования;
Угроза: отмирание письменной речи, отмирание необходимости
выражать свои мысли точно для большинства населения (функция автоподбора
наподобие Т9);
- глобальная база данных личных траекторий развития, то есть
на что человек способен.
2022 – регулярная психофизиологическая диагностика для
подбора индивидуальной образовательной траектории;
- создание протоколов невербального общения нервными
системами через сеть;
- новые модели инвестиций в перспективную молодежь.
2025 – развитие форм обучения через нейросеть;
- появление искусственного интеллекта, способного
оперировать смыслами;
- тотальное образование позволяет заменить физический
возраст социальным.
2030 – торжество нейрогеноэкономики: каждый получает то, что
хочет;
- нано и биотехнологии превращают устройства связи в части
тела;
- при этом поколение, выросшее таким образом, имеет
искаженную или крайне неустойчивую систему ценностей, резкое снижение
способностей работать с нестандартными ситуациями, отсутствие
трансдисциплинариев, стандартизация образования ограничивает развитие
нестандартных навыков.
Дальше следует зона футурологии, где:
с 2035 – начинают продаваться элитные генные наборы для
детей;
- отключение людей от высокоуровневых систем
жизнеобеспечения (синтезаторов еды, телекоммуникаторов, искусственных органов).
Сам форсайт публикуется в сложном формате, который, увы,
невозможно даже распечатать.
Оригиналы: дорожные карты и презентация от компании Метавер:
http://metaver.net/2011/edu2030/
И сам форсайт (правда, тут несколько другая версия, чем на
сайте Агентства стратегических инициатив):
http://www.e-xecutive.ru/images/Shenaev/2030_edumap_exe_5.jpg
Форсайт представлен на форуме Интерра, Новосибирск, сентябрь
2013: http://interra-forum.ru/
Форсайт-пароход-2013 Агентства стратегических инициатив:
http://www.foresighttrip.asi.ru/