В минувшее воскресенье
наблюдал постыдную сцену около Благовещенского кафедрального собора. У входа в
храм видел объявление на китайском языке — рядок иероглифов о чем-то извещал
наших заречных соседей. Прошел мимо. А когда выходил из храма, то остолбенел от
полной цинизма картины. На церковным пороге, перед самым объявлением на
китайской «мове», табунок соседей из Поднебесной нерешительно
переминалсяс ноги на ногу. Девушка в платке требовала с переводчицы
деньги за вход в храм… Китаянка густо залилась краской, затем полезла в
сумочку, достала мятые купюры и начала их растерянно считать.
— Сколько с вас просят денег?
— спрашиваю у нее на китайском языке.
— Пятьсот рублей, — тихо
отвечает она.
Не выдерживаю и говорю
христианке в платке:
— А вам не стыдно брать с
людей деньги за вход в храм Божий?
— Они — китайцы! — как обухом
по голове ударила меня ответом дева в платке.
— Они — люди, создания Божии,
а вы берете с них деньги за вход в дом Божий. Понимаете, не ваш, а Божий! —
говорю я.
— Я по благословлению, — на
октаву ниже отвечает мне кассирша.
— Мужчина, она по
благословению это делает, а не по своей воле, — вступились за нее две товарки.
— Вы же христианка? —
продолжаю я.
— Она по благословлению. А вы
не судите! — привычным словесным штампом ответил мне церковный причт.
Спускаюсь с крыльца храма, во
дворе стоит молодой рослый священник.
Диалог с ним можно
рассказывать со сцены как концертный номер.
— Здравствуйте, батюшка!
— Здравствуйте!
— Скажите, а почему с людей
берут деньги по пятьсот рублей за вход в храм Божий?
— Что вы?! Не по пятьсот, а
по пятьдесят, с китайских туристов…
— У Бога нет туристов, у него
все люди.
— А нам на что-то же надо все
это содержать?! Берут же деньги за вход в Исаакиевский собор, за вход в храм
Спаса на Крови…
— Вы говорите про музеи, а я
вам про храм Божий.
— За вход в храм Христа
Спасителя тоже берут деньги, — не сдается поп.
— Вы, как христианин,
считаете это нормальным? — тоже не сдаюсь я.
— Мы берем деньги на
содержание экскурсовода, — парирует мой собеседник.
— При мне люди за деньги
зашли в храм без экскурсовода, — говорю я.
— А вы знаете, как они себя
ведут в храме без экскурсовода?! — спрашивает визави тоном человека, знающего
страшную тайну.
— Как все туристы в мире,
может, кто и шумит, то это по незнанию, — замечаю я.
— Знаете, как на них люди
жалуются?! — он меня снова уводит от темы.
— Скажите, как вас зовут? —
заканчиваю я разговор.
— Отец Венедикт, — отвечает
мой собеседник.
Да-да, он так и сказал:
«Отец…»
Я проехал 35 стран мира.
Нигде, слышите, нигде не видел, чтобы брали деньги за вход в христианские
храмы. За вход в музей берут. За посещение Божьего дома — нет.
Я бывал в соборах и маленьких
костелах Польши и Франции, тихо стоял в храмах Белграда и сербского городка
Суботица, молчал в бедной церковке в молдавской деревне и соборе австралийского
Сиднея. Молился в храме турецкого Стамбула. И нигде с меня не потребовали ни
копейки. Ни единого цента или грошика.
Я по-старомодному глубоко
убежден: таинствами не торгуют, входных билетов в Божий дом не бывает. Слышите,
люди в рясах, клобуках и подрясниках — не бывает!
Вы привычно скажете, что храм
надо содержать. И будете правы. Но ваш прайс и так не благотворителен. Свечка
тоньше пальчика младенца стоит 50 рублей. Одно имя, за которое вы обещаете
молиться ровно сорок дней, — 150 рублей. У вас есть фиксированная, помноженная
на галопирующую инфляцию цена за крещение, отпевание, венчание и прочие обряды
и таинства… Вам все мало?! Теперь вы решили брать деньги с людей просто за вход
в храм?
Вы просто обнаглели, господа…
Посмотрите, сколько стоят
облачения для епископа? На его наряды денег уходит как на месячное питание в
районной больнице. Зайдите на сайт церковных мастерских по имени Софрино. Там
митры, панагии и прочие облачения продаются по цене иномарки.
Мой вопрос (на который, я
знаю, ответа не будет), но все же… Он архиепископу Благовещенскому и
Тындинскому Лукиану. Леонид Сергеевич Куценко, скажите, сколько стоят ваши
облачения? А еще скажите, каков годовой доход вверенной вам епархии? И сколько
она заплатила налогов? Полагаю, что фискальные органы в ту бухгалтерию носа не
суют. Видимо, боятся, что Бог накажет…
Ну, а если серьезно, то от
увиденного и услышанного стало грустно и больно. До омерзения. Почему-то в душе
появилось чувство, что Бог, узнав, что за посещение его дома берут (вернее
требуют) деньги, тихо вышел из этого храма. Бесшумно спустился по ступенькам. И
ушел. Не оглянувшись…
Источник:
https://ampravda.ru/