Весь Иерусалим всколыхнулся
от вести о величайшем чуде воскрешения Господом Иисусом Христом четверодневного
мертвеца Лазаря.
Надо было встретить со славой
невиданного миром Чудотворца, сотворившего такое неслыханное чудо.
Народ, бывший в подчинении у
римлян, не мог приготовить пышного триумфа, и торжественный вход Господа Иисуса
в Иерусалим носил совсем иную печать, чем триумф римских императоров и
полководцев. Эта святая печать была за сотни лет предсказана пророком Захарией,
так говорившим: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь
Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий
на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9, 9).
Народ постилал свои одежды на
дороге пред Иисусом, размахивая пальмовыми ветвями, и в восторге восклицал: «Осанна
в вышних! Благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в
вышних!»
Господа Иисуса Христа
встречали не как царя славы земной, а как духовного Царя. Ему кричали
«Осанна!», что значит «спаси же». В Нем видели Спасителя и вождя к высшей
славе.
Казалось бы, радостью должно
было наполниться сердце Господа Иисуса, а Он, глядя на Иерусалим со спуска
горы, плакал, и обильные слезы струились по ланитам Его. Он, Всеведущий Сын
Божий, знал, что неверный народ еврейский уже через пять дней будет кричать
пред Понтием Пилатом: «Распни, распни Его!»
Пред Его духовными очами
развернулась страшная картина тягчайшего наказания, которому подвергнет Отец
Его Небесный этот жестоковыйный и неверный народ за убийство Его. Он видел
неописуемые ужасы осады и разрушения Иерусалима римскими полководцами
Веспасианом и Титом, и в слезах говорил Он: «О, если бы и ты хотя в сей твой
день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих; ибо
придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и
стеснят тебя отовсюду. И разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не
оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего»(Лк. 19, 42–44).
Видано ли было когда-нибудь
на свете, чтобы царь, которого торжественно встречал народ, обливался слезами?
А ведь Иисуса встречали именно как Царя.
Страхом и злобой наполнились
сердца врагов Его, и они сказали Иисусу: «Слышишь ли Ты, что кричат Твои
ученики? Запрети им». Они не понимали того, что если ученики замолчат, то
камни возопиют, как сказал им Иисус.
Пришли к Иерусалимскому
храму, и здесь внезапно плачущее и кроткое сердце Иисусово наполнилось
царственным гневом. Как смеют осквернять храм Его продажей животных и разменом
денег?! Бичом изгнал Он торжников из храма и опрокинул столы менял.
Но тут Его окружила толпа
страдальцев и больных. И опять гнев Его сменился кротостью и милосердием — и Он
исцелил всех. Этим делом милосердия закончился Его Вход в Иерусалим.
В благоговении и священном
восторге склоним свои головы пред Спасителем и Царем нашим. Не забудем никогда
Его слов, обращенных к Иерусалиму: «О, если бы и ты хотя в сей твой день
узнал, что служит к миру твоему».
Не забудем и Его священного
гнева, сменившего Его слезы, и подумаем, не урок ли это и для нас, среди
которых тоже немало жестоковыйных.
Разве мало в жизни нашей дней
посещения Божьего, которых мы не замечаем и не сознаем, что они служат к миру и
спасению нашему?
Многократны и многообразны
дни посещения нашего Духом Святым. Когда нужно бывает остановить нас на кривых
путях наших, Он останавливает нас тяжелой болезнью, потрясает смертью близких и
любимых людей, подвергает бесчестью или разорению имущества; смиряет нашу
гордость публичным унижением и оскорблениями. А более близких Ему и достойных
Он останавливает даже Своими тихими речами во сне и наяву.
Это ли не дни посещения нас
Его, служащие к миру и спасению нашему?! И как часто, вместо исправления путей
своих, мы ропщем на Бога за эти посещения! Это первый урок для нас.
А второй урок, преподанный
Господом изгнанием торжников, состоит в том, что даже в глубокой печали и
горьких слезах мы внезапно должны воспламениться гневом, если увидим или
услышим поругание святыни.
Тогда внезапно печаль наша
должна смениться священным гневом и, не думая ни о какой опасности, даже
опасности жизни нашей, должны мы смело и без страха встать на защиту святыни.
Но часто ли бывает так? Не
гораздо ли чаще низкое малодушие овладевает нами, и не смеем мы слова проронить
пред дерзкими богохульниками и кощунниками?
Великий день Входа Господня в
Иерусалим да напомнит нам Его слезы и священный гнев, да не забудем никогда Его
горьких слез и слов, обращенных не только к Иерусалиму, но и к каждому из нас!
Да поставим целью жизни нашей
последование Христу, ибо Сам Он сказал: «Кто Мне служит, Мне да последует; и
где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12, 26).
Последуем же за Христом, идя
чрез тесные врата по узкому пути — и упокоимся там, где сияет вечная слава
Святой Троицы.
Аминь.
Святитель
Лука (Войно-Ясенецкий)