Итак, Владимир
Мединский, посмотрев фильм «Матильда», официально заявляет: «Cвидетельствую: в
нем нет ничего оскорбительного ни для памяти Николая II, ни для истории
российской монархии»… И далее: «Cамозваные «активисты» дискредитируют и
государственную культурную политику, и Церковь. Православие - оно ведь о любви,
а не о ненависти». Кто же эти «самозваные активисты», выступающие против
картины Алексея Учителя?
Митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф,
считающий что «просмотр «Матильды» - дело греховное»? Митрополит Новосибирский
и Бердский Тихон, предупреждающий, что демонстрация фильма Алексея Учителя
может привести к непредсказуемым последствиям? Митрополит Минский и Заславский
Патриарший экзарх всея Беларуси Павел, предлагающий «голосовать ногами» против
«Матильды»?
Митрополит Смоленский и Доргобужский Исидор, заявивший, что ни одна
традиционная религиозная конфессия не будет оставаться в стороне, когда
попираются её святыни? Митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин,
назвавший кинофильм Учителя «злом, надвигающимся на Россию»? В фильме нет
ничего оскорбительного? Мы должны верить министру, а не епископу Егорьевскому
Тихону (Шевкунову), автору по-настоящему талантливых фильмов, которого, по его
словам, «трейлер «Матильды» привел в ужас»? Все эти высокие иерархи, а список
можно продолжить, выступают против христианской любви, дискредитируют Церковь?
«У нас
здоровое гражданское общество, у нас достаточно законных и эффективных
механизмов общественного диалога», - продолжает Владимир Мединский. А ваше
учреждение, господин министр, выслушивает обе стороны, чтобы сделать вывод в
интересах «здорового гражданского общества»? Нет, оно активный участник
диалога, причем на стороне Алексея Учителя, а чтобы лоббирование интересов
автора «Матильды» не било в глаза, либеральные СМИ раскручивают несколько актов
поджогов, совершенных вдруг, как по команде, либо откровенными провокаторами,
либо пациентами психиатрических лечебниц. Арсенал довольно однообразен,
восходящий, по-видимому, как к первоисточнику – к поджогу Рейхстага. Неважно,
что масштаб не тот - важен результат. А он видится организаторами провокаций в
том, чтобы расколоть общество, дискредитировать Церковь, посеять недоверие к
верующим как к фанатикам, способным к экстремизму.
Появление экстремистов
неизбежно во взвинченной атмосфере скандала и нагнетания страстей. И
предъявить счет за экстремизм надо Алексею Учителю и тем, кто за ним
стоит. А министр гневается, у него «переполнена чаша терпения», он обвиняет
Наталью Поклонскую, которая «затевает и поддерживает этот гвалт». Между прочим,
на стороне депутата Поклонской по меньшей мере сотни тысяч верующих, а вместе с
жителями Дагестана, Чечни, Ингушетии счет пойдет на миллионы. Ее позицию
поддерживает 37 членов Государственной Думы
Похоже,
волна протестов докатилась до Кремля и его озадачила. Дмитрий Песков на вопрос,
считают ли в Кремле, что депутат Госдумы Наталья Поклонская несет личную
ответственность за развитие ситуации вокруг фильма, ответил, что «не стал бы
говорить о чьей-то ответственности». В дипломатичном ответе пресс-секретаря
президента слышен явный намек на то, что «чья-то ответственность» лежит на
режиссере «Матильды». Знают, очевидно, в Кремле и цену эпизодов, связанных с
вышеупомянутыми поджогами. Слова Дмитрия Пескова , что в Кремле не видят
необходимости в каких-либо специальных поручениях правоохранительным органам
для пресечения выходок экстремистов из-за «Матильды», могут послужить холодным
душем для организаторов провокаций.
А уж не
потому ли изволит гневаться господин министр, что Наталья Поклонская
считает, что Минкультуры выдало прокатное удостоверение на фильм на
основании недостоверных документов и подозревает нецелевое использование
бюджетных средств? Ведь одно дело 280 миллионов рублей, выделявшихся Алексею
Учителю на фильм о балерине Кшесинской, а другое – полтора миллиарда отпущенных
на фильм с непонятно откуда взявшимся сценарием, от которого, очевидно,
осталось только название «Матильда».
Как тут не
вспомнить, что не далее чем в прошлом году ФСБ возбудила уголовное дело
против руководящих работников Министерства культуры РФ, согласно которому
заместитель Мединского Г.Пирумов создал в Минкульте ОПГ, чья деятельность
состояла в заключении госконтрактов на проведение реставрационных работ «с
недостоверной и завышенной стоимостью услуг». По делу судом были произведены
аресты, включая Г. Пирумова и начальника инвестиционного департамента
министерства Б. Мазо. Обыски и выемки документации состоялись во всех
департаментах Минкульта. Журналисты ведомство Мединского стали называть
«культурной прачечной». Владимир Толстой, советник Президента РФ по
культуре, в связи с коррупционным скандалом заметил, что на месте Мединского
подал бы в отставку. В самом деле, руководитель «прачечной» допустил заключение
сделок при непрозрачных контрактах и госзакупках. А теперь вот новый скандал –
фильм «Матильда» и внушающее подозрение использование бюджетных средств.
Возникает
вопрос: почему деятельность министра культуры все время связана со скандалами.
Вспомним открытие в Питере памятной доски гитлеровскому союзнику Маннергейму,
на котором член недоброй памяти Комиссии по противодействию попыткам
фальсификации истории в ущерб интересам России произнес прочувственную речь.
Вспомним скандал, связанный с его диссертацией на звание доктора исторических
наук, представляющую собой, по мнению специалиста по истории России ХVII века
Алексея Лобина, «некий наукообразный суррогат на уровне курсовой студента 1 или
2 курса». Можно вспомнить и другие скандальные эпизоды в биографии министра.
Почему бы, действительно, Владимиру Ростиславовичу не подать в отставку?
А если он не
решится это сделать, может помочь ему? Скажем, РНЛ проведет конкурс материалов на тему «Стоп
Мединский». Тогда, пожалуй, отпала бы необходимость в компании «Стоп Матильда».
Владимир
Смык, поэт,
публицист, писатель, родился 15 апреля 1941 г., окончил МГУ, работал
журналистом в АПН, газетах «Рабочая Трибуна», «Гудок»; печатался в журналах
«Молодая гвардия», «Наш современник», «Москва», «Образ», сетевом журнале
«Камертон»; автор книг «Встречи», «Приключение в библиотеке», «Командир
последнего бастиона», «Обыденский батюшка», «Небо и земля отца Глеба Каледы».
Член Союза писателей России