Архимандрит Петр (Кучер). Слово в день памяти
святителя Тихона Задонского
Святитель Тихон Задонский
Гравюра 1844 г.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Сегодня мы с вами совершаем отдание праздника
Преображения Господня и празднование памяти святителя Тихона, епископа
Воронежского, Задонского чудотворца. <…> Его судьба очень примечательна.
Он жил в XVIII веке, родился в 1724 г. и отошел ко Господу в 1783 г., прожив
небольшую жизнь, всего 59 лет, но зато насыщенно и богоугодно.
Он родился в Новгородской губернии в семье дьячка. При
крещении младенцу дали имя Тимофей.
Вскоре отец умер, и мать одна растила шестерых детей.
Жили они в бедности, и с горя мать решила отдать своего младшего сына Тимофея
на воспитание богатому бездетному ямщику, которому очень полюбился отрок. Но
старший брат Евфимий, занявший место отца при церкви, узнав о намерении матери,
упросил ее не отдавать Тимофея в чужой дом. Так Господь берег Святого для Себя,
для служения Церкви. С помощью Евфимия отрок Тимофей закончил духовную школу, а
затем чудесным образом был зачислен в семинарию. Там он стал заниматься
преподавательской деятельностью и всецело решил посвятить свою жизнь Господу
Богу. По окончании семинарии Тимофей принял монашеский постриг с именем Тихон,
и уже в 37 лет был посвящен во епископы.
Он, как и многие другие праведники, пострадал от
гонений императрицы Екатерины II, которая была окружена немецкими масонами –
врагами России и Церкви.
В борьбе за чистоту Православия он проявил стойкую веру
и волю. В XVIII веке было закрыто (по разным данным) 300 или 400 монастырей,
отобраны монастырские земли на раздачу фаворитам, а монахов принуждали идти в
солдаты, творились и прочие беззакония. Против этого восстали сщмч. Арсений
Мацеевич, митрополит Ростовский и Ярославский, свт. Павел, митрополит
Тобольский и Сибирский, свт. Тихон Задонский и многие другие.
Митрополит Арсений Мацеевич от Господа был отмечен
даром прозорливости. Он был истинный служитель Царя нашего Небесного и
ревностный борец за Православие, за что и положил свою душу.
Святитель боролся с людскими пороками, невзирая на
лица, и обличал Екатерину II и ее окружение в их беззакониях. Императрица во
всем слушалась врагов Православия, что подтверждается закрытием монастырей,
секуляризацией церковных земель и гонениями на духовенство. Святитель Арсений
был заточен Екатериной II в крепость Ревель (ныне Таллин, столица Эстонии) и
там мученически скончался, будучи уморен голодом. <…>
Святитель Тихон Задонский проявил такую же ревность о
славе Божией и недюжинную духовную силу, но совсем в другом плане: он публично
не выступал против Екатерины II, явно ее не обличал, но он тоже не покорился и
боролся против отступников и притеснителей Церкви.
А боролся чем? Терпением и смирением. Вот попробуйте
стерпеть, когда вас ударят, и тем более незаслуженно, как били нашего
Спасителя. И Тихон Задонский в жизни тоже претерпел много несправедливостей,
клеветы и поношений, но переносил все безропотно и с благодарностью Богу.
Как-то Cвятитель допустил о себе гордый помысл, но по внушению Божию некий
юродивый ударил его по щеке и сказал: «Не высокоумствуй». И что, вы думаете,
сделал свт. Тихон Задонский? Наказал блаженного, отлучил его от Причастия, на
поклоны поставил, предал проклятию? Ничего подобного – назначил ему пенсию! Это
указывает на то, что свт. Тихон был действительно раб Божий и принял все со
смирением. Ведь тот юродивый совершил великий подвиг, он спас кого? Святителя –
пастыря словесных овец Христова стада.
Мы сейчас не можем себе представить и понять, как
переносил тяжелые душевные страдания свт. Тихон, живший <…> на покое в
Задонском мужском монастыре. Настоятель монастыря смеялся над ним и, когда
выезжал на трапезы к задонским помещикам, рассказывал с издевкой о простоте и
бедности Cвятителя.
А свт. Тихон, угождая Богу, вел подвижнический образ
жизни: ходил в старой, залатанной рясе, спал, укрываясь кожухом, сам рубил
дрова, топил печь, косил траву и собственными руками вырыл знаменитый целебный
источник у женского скита близ Задонска.
Кроме того, написал многотомные труды о пути спасения и
назвал их «Сокровище духовное, от мира собираемое». Будучи в монастыре,
принимал и утешал всех приходящих к нему: исцелял больных, помогал страждущим,
проповедовал, учил, наставлял, по своей доброте отдавал последний кусок
нуждающимся.
Он имел такую любовь к ближним, что однажды, когда
застал своих духовных чад за вкушением рыбы в Великий Пост, сел вместе с ними
за трапезу, чтобы, по-евангельски, не соблазнить малых сих.
Представьте себе: такого подвижника за стояние в вере
лишили кафедры. Многие в лицо епископу насмехались, говорили грубости, дерзили,
а однажды даже поленом запустили. Обличать его было не в чем, т.к. он проводил
святую жизнь, был праведен. Какую же надо иметь душевную силу, чтобы терпеть такие
поношения и напраслину?! Если бы он еще жил невнимательно, скажем, нехотя или
налегке спасался, а то нет – во всем себе отказывал.
Летопись умалчивает о том, по какой причине Святитель
лишился епископской кафедры. Конечно, было сказано, что из-за болезни, а мы
думаем, что нет. Императрица его просто прогнала с кафедры. И его дело
«замяли». До революции об этом замалчивали, потому что не желали бросать тень
на Дом Романовых, а теперь не хотят бросать камень в масонов, которые понукали
Екатериной II, и сейчас все так же продолжают молчать во избежание соблазнов. В
XVIII веке от начала правления Петра I и до Екатерины II все подвижники
благочестия были гонимы.
Так вот, сравните житие свт. Арсения Мацеевича –
стойкого борца, обличителя беззаконий и неправды, и свт. Тихона Задонского – не
менее мужественного в своих подвигах, потому что он не далек был от юродства. А
юродство считается самым трудным подвигом. На него смотрели свысока, с
брезгливостью, высмеивали в глаза. Кто из нас может перенести такое? Вот
попробуй сейчас палкой перепоясать кого-нибудь из вас, что вы сделаете? А
святитель Тихон терпел еще похуже этого. Так он же был не простой священник, а
архиерей! Это если бы бабка какая-нибудь терпела, то уж ладно, куда ни шло, что
ей, кажется, мнить о себе? А тут епископ – избранник Божий.
Терпение – это самая главная составляющая Креста
христианина. Какие духовные дары подает ему Господь, и в то же время на нем
лежит огромная ответственность за вверенную паству. Об этом и сказано в
Евангельском зачале, которое читается на день памяти святителей: Иже аще
разорит едину заповедей сих малых, и научит тако человеки, мний наречется в
Царствии Небеснем; а иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии
Небеснем (Мф. 5, 19).
Святитель Тихон Задонский, даже находясь на покое, не
прекращал своей проповеди, заботился о спасении всех приходящих к нему, молился
за весь мир. Он и в гонениях искал духовной пользы – написал нам в назидание
многотомные труды, которые дошли до нас и издаются не только на русском, но и
переводятся на иностранные языки.
Многое можно еще говорить о свт. Тихоне, но я думаю,
что и этого достаточно. Вы сами можете прочитать его Житие более подробно. И мы
ужаснемся, если посмотрим на себя: как мы о себе высоко думаем, хотя не имеем
на это ни малейшего права! Поистине мы черви, а не человеки! А это был истинный
православный христианин, раб Божий, стяжавший такое терпение. И мне кажется,
что терпение – это один из самых высоких даров Божиих. Ибо Господь сказал
Адаму:
в поте лица твоего снеси хлеб твой (Быт. 3, 19), т.е. наше
спасение заключено в молитве, вере и трудах телесных. В Новом Завете Господь
еще сказал:
В терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21, 19), т.е.
Господь нам заповедовал понести самый тяжелый труд и главное условие для нашего
спасения – терпение. Все мы можем трудиться в поте лица до кровавых мозолей, не
правда ли? А вот терпеть – кто из нас может? Раз мы нетерпеливые, значит –
горделивые.
Своим житием свт. Тихон подтвердил, что он был истинный
раб Божий, потому что терпеливо и безропотно сносил лишения, гонения,
оскорбления, за что и причислен к лику святых. Так и мы, если хотим достигнуть
Царства Небесного, должны стремиться подражать его житию. Аминь.
Архимандрит Петр (Кучер)