Во всю землю изыде вещание
их, и в концы вселенныя глаголы их (Пс. 18, 5), — так воспевает царь и пророк
Давид, пророчески восхваляя святых Апостолов, которым суждено было потрудиться
над распространением евангельской проповеди по вселенной.
Дорогие братия и сестры,
сегодня Церковь Христова облеклась в праздничные одежды, духовно прославляя
двух великих апостолов — Петра и Павла. Все Апостолы трудились над устроением
Христовой Церкви, но чествуемые ныне святые апостолы Петр и Павел потрудились
больше всех и за свою пламенную ревность и горячую любовь к Господу Иисусу
Христу и ближним названы первоверховными, как достойные всякой похвалы. Вся
Церковь Христова благодарна им за те труды, болезни, скорби, гонения, бедствия,
какие претерпели они, распространяя веру Христову и обращая людей от тьмы язычества
к свету Христова учения.
Святой апостол Петр
(назывался он также Кифою или Симоном) происходил из небольшого городка
Вифсаиды и по занятию был рыбарь. После призвания своего он следовал за
Господом неотступно и за свою любовь к Спасителю удостоился стать избранным
учеником Его вместе с Иаковом и Иоанном Богословом. Именно им троим довелось
быть свидетелями многих тайн судеб Божественных. Верным Господу святой апостол
Петр оставался до конца своей жизни. Правда, в стесненных обстоятельствах
Апостол по малодушию отрекся от Господа во дворе первосвященника, но это свое
отречение он омыл горячими слезами покаяния и после Воскресения Христова по
троекратном вопрошении его Господом: любишь ли Меня (Ин. 21, 15)? — был
восстановлен в апостольском звании и служении.
Первоначально апостол Петр
проповедовал Евангелие преимущественно среди иудеев в Иерусалиме; затем он
проповедовал в Самарии, Сирии, Асии, Вифинии, Понте, Галатии и, наконец, пришел
в Рим, где и был заключен в темницу. Свою преданность и верность Господу он
запечатлел мученической кончиной: был распят на кресте вниз головой в 67-м году
от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что, когда император Нерон
воздвиг гонение на христиан в Риме, римские христиане просили апостола Петра
укрыться и выйти из города. Когда же Апостол, преклонившись на их просьбы,
пошел, то, подойдя уже к окраине города, увидел грядущего ему навстречу
Спасителя и в трепете вопросил Его: «Куда Ты, Господи, идешь?» Господь же
отвечал ему: «Иду, чтобы вторично быть распятым». Из этих слов Господа святой
апостол Петр уразумел, что наступил для него час прославить Господа своей
смертью. Он вернулся в город и был осужден императором Нероном на распятие.
Считая себя недостойным того, чтобы принять такую же смерть, как Господь, апостол
Петр просил, чтобы его распяли вниз головою, что и было исполнено: 29 июня он
вместе с чествуемым ныне же святым апостолом Павлом был предан мученической
смерти.
Что же до апостола Павла
(называвшегося прежде Савлом), то настоящая его жизнь такова. Происходил он из
Киликийского города Тарса и до обращения своего был яростным гонителем
христиан, так что сам отыскивал и предавал их на мучения. Но однажды, когда он
направлялся в Дамаск, чтобы и там преследовать христиан, на пути осиял его небесный
свет и был к нему голос:
— Савл, Савл! что ты гонишь
Меня?
— Кто Ты, Господи? — спросил
он.
— Я Иисус, Которого ты
гонишь. Трудно тебе идти против рожна.
— Господи! что повелишь мне
делать? — спросил он снова.
И Господь сказал ему:
— Иди в город; и сказано
будет тебе, что тебе надобно делать (ср.: Деян. 9, 4-6).
От озарения небесным светом
Савл лишился зрения. По прибытии же своем в город, после крещения от ученика
Христова Анании, он тотчас прозрел и так из гонителя обратился в ревностного
проповедника христианской веры. С этого времени святой апостол Павел избирается
Господом для проповеди евангельской истины среди языческого мира. Он
проповедует Евангелие в Малой Азии, в Греции, повсюду устрояя Церкви Христовы.
Он прошел пешком почти всю вселенную, стараясь везде посеять слово благочестия
и привести людей ко Христу. Он глубоко понимал, какое значение для спасения и
жизни человека имеет проповедь Евангелия, и потому с пламенной ревностью и
любовью трудился над благовестием Христовым, встречая со стороны языческого
мира яростное сопротивление. Перенесенным им скорбям и искушениям нет счета.
Вот как сам говорит он о себе в одном из посланий: Я гораздо более был в
трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти.
От Иудеев
пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками,
однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл
во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в
опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от
язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море,
в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде
и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у
меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы
и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы и я не воспламенялся (2 Кор. 11,
23-29)? Таковы подвиги, такова любовь к Богу и к людям, которая была присуща
святому апостолу Павлу. О любви его святитель Иоанн Златоуст говорит, что она
была шире всякого моря и сильнее всякого огня. Святая душа апостола Павла
обнимала всю вселенную и всех заключала в себе, родство по Богу считая выше
всякого иного родства.
Святой апостол Павел всех
любил так, как ни один самый нежный отец не любил своих детей. Несмотря на все
опасности и лишения, святые апостолы Петр и Павел всегда утешались и
радовались, ибо знали, что только многими скорбями надлежит нам войти в Царствие
Божие (Деян. 14, 22). И их подвиг благодушного перенесения скорбей должен
послужить нам примером. Мы в большинстве своем, когда приходят к нам скорби,
сокрушаемся, огорчаемся и унываем. Сколько тогда ропота вырывается из наших уст
на Господа, сколько зависти, досады и гнева возникает тогда в сердце нашем! Но
не такому перенесению скорбей учат Святые Отцы.
Святой Ефрем Сирин говорит:
«Если желающие приобрести земное богатство терпят всякую опасность и напасть,
то кольми паче мы, желающие приобрести небесное богатство и наслаждаться вечно
пребывающими утехами, обязаны ни во что ставить для себя всякое трудное дело и
всякую опасность и отваживаться на искушения. Ибо если мы не будем охотно, с
сердечным желанием переносить всякий труд, не будем с умилением и сокрушенным
сердцем плакать, то как, не плакав здесь, пожнем там, то есть на том свете?
Если бы можно было получить Царство без скорбей, без искушений, без терпеливого
подвига и прочих добродетелей, то для чего тогда Бог попускал святым терпеть
столько опасностей, искушений и тесноты, а не дозволил им жить в своеволии и
роскоши? Поэтому не будем унывать, когда приключаются с нами огорчения и
скорби, а, напротив, станем радоваться, что идем путем святых».
И святитель Иоанн Златоуст
учит: «Душа очищается, когда терпит скорби ради Господа. Скорбь искореняет
высокоумие, отсекает всякое нерадение, приготовляет душу к терпению, научает ее
всякому любомудрию. Ей уступают все страсти: зависть, ревность, похоть,
пристрастие к богатству, плотская любовь, гордость, высокоумие, гнев и весь рой
душевных недугов. Что огонь для золота, то скорбь для души: она стирает с нее
скверну, делает ее чистою, светлою и ясною. Скорбь вводит в Царство, а
беспечная жизнь — в геенну».
Зная благотворное значение
скорбей, богобоязненные люди даже тревожились, когда их долго не посещали
скорби. Так, один из египетских Отцов рассказывал другому подвижнику следующий
случай: «Однажды, когда я пришел в Александрию и вошел в храм помолиться, я
увидел женщину, одетую в черное одеяние и со слезами молящуюся пред образом
Спасителя; она непрестанно повторяла со слезами: «Оставил Ты меня, Господи,
помилуй Ты меня, Милостивый!». «Видимо, эта женщина — вдова и ее кто-нибудь
обидел, что она так горько плачет», — подумал я и решил подойти и поговорить с
ней, чтобы ее утешить. Я сказал ей: «Видимо, обижает тебя кто-нибудь, что ты
так плачешь?». «Ах, нет, — ответила она, вновь проливая слезы, — нет, отче, ты
не знаешь моего горя. Среди людей живу я и ни от кого не терплю оскорбления
никакого. И вот о том я плачу, что как я забываю о Боге, то и Бог забыл меня
посещать; три года уже, как не знаю я никакой скорби. И ни я сама не была
больна, ни сын мой, и ни курицы у меня из дома не пропадало. Думаю поэтому, что
Бог за грехи мои оставил меня, не посылает мне никаких скорбей, и вот плачу
перед Ним, чтобы Он помиловал меня и послал мне Свои милости»». Итак,
богобоязненные люди считали скорби знаком особенного внимания и милости Божией
к ним.
Дорогие братия и сестры, и
нам в своей жизни часто приходится встречаться со скорбями, поэтому для
спасительного их перенесения облечемся прежде всего в благодушие и терпение и с
усердием помолимся ныне святым апостолам Петру и Павлу, нашим небесным
покровителям, и попросим их, чтобы они своим молитвенным предстательством
помогли нам приобрести святую простоту нрава, живую веру в Иисуса Христа как
Сына Божия, пламенную любовь к Господу, чистоту жизни, кротость и смирение.
Апостолов первопрестольницы,
и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати и душам нашим
велию милость! (Тропарь святым первоверховным апостолам Петру и Павлу, гл. 4. —
Ред.)
Аминь