Хотелось
бы получить разъяснение следующей проблемы. После включения нашим Синодом в
святцы Русской Православной Церкви имен западных святых у многих возникло
смущение. Что это за святые? Православные ли они и действительно ли угодили
Богу? Можно ли их почитать и молиться им? Некоторые говорят, что постановление
Синода в конечном итоге направлено на соединение с католиками. Помогите,
пожалуйста, разобраться, как правильно к этому относиться.
С уважением, Елена
ЧИТАТЕЛЬНИЦЕ ОТВЕЧАЕТ СВЯЩЕННИК МИХАИЛ НОВИКОВ:
Постановление
о включении в месяцеслов РПЦ имен древних святых, подвизавшихся в западных
странах, было принято на заседании Священного Синода 9 марта с. г. – «на
основании сведений об их почитании православными в западноевропейских епархиях
Русской Православной Церкви, а также на основании традиции их почитания в
других Поместных Православных Церквах».
Наши
святцы пополнились «именами следующих святых: священномученика Пофина,
епископа Лионского, и с ним пострадавших (2/15 июня; 177 г.); мученицы Бландины
и мученика Понтика Лионских (2/15 июня; 177 г.); мученика Епиподия Лионского
(22 апреля / 5 мая; ок. 177 г.); мученика Александра Лионского (24 апреля / 7
мая; ок. 177 г.); священномученика Сатурнина, первого епископа Тулузского (29
ноября / 12 декабря; III в.); мученика Виктора Марсельского (21 июля / 3
августа; ок. 290 г.); мученика Албана Британского (22 июня / 5 июля; III – нач.
IV вв.); святителя Гонората, епископа Арльского (16 января / 29 января; 429
г.); cвятителя Германа, епископа Осерского (31 июля / 13 августа; 448 г.);
преподобного Викентия Леринского (24 мая / 6 июня; до 450 г.); святителя
Патрикия, просветителя Ирландии (17/30 марта; после 460 г.); святителя Лупа,
епископа Труа (29 июля / 11 августа; 479 г.); преподобной Женевьевы Парижской
(3/16 января; 512 г.); святителя Германа, епископа Парижского (28 мая / 10
июня; 576 г.); преподобного Прокопия, игумена Сазавского (16/29 сентября; 1053
г.)».
Есть
ли причины смущаться деянием Священного Синода? Давайте рассмотрим этот вопрос.
Во-первых, почему Русская Православная Церковь вносит в свой месяцеслов
западных святых? На каком основании? Это же не Константинопольская – Вселенская
– Церковь, которой, безусловно, было бы логичнее объединить в своем календаре
святых всех Поместных Церквей.
Почему
мы тогда не вносим в таком количестве в наши святцы малоизвестных святых,
например, Грузинской или Болгарской Церквей? Или еще более близкой нам Церкви
Сербской? Почему мы включили в наш месяцеслов именно западных святых, святых
Римской Церкви, впоследствии отпавшей от Православия и ставшей гонительницей
Церквей, сохранивших неприкосновенной святую веру, переданную нам Самим
Христом?
В
то же время мы легко исключаем из календарей имена наших русских святых,
например, святителей Василия Кинешемского, Иувеналия Рязанского и еще десятков
новомучеников. Сделано это было, надо думать, на основании зачастую лживых
архивных ГПУ-шных материалов и свидетельств, составленных в угоду безбожной
власти.
Почему
мы вносим в наш месяцеслов малоизвестных западных святых, но до сих пор даже не
поднимали вопрос о прославлении широко почитаемых народом русских подвижников –
например, архиепископа Гермогена (Голубева), о котором достоверно известно, что
он пострадал за веру Христову? Или митрополита Иоанна (Снычева), чья душеспасительная
пастырская и патриотическая деятельность славится и за пределами России? Нет
пророка в своем Отечестве (см.: Мф. 13, 57), и святые Запада нам ближе, чем
русские исповедники?
Так
почему же Синод принял такое решение?
Ответ
прост: действительно это делается для дальнейшего соединения с католиками. Для
того чтобы сначала принять к нам чтимых ими святых, а потом, основательно
переписав, «подправив» или заново составив их жития (ведь о многих из этих
подвижников у нас нет развернутых сведений!) показать нам, что, возможно,
кто-то из них еще тогда, в первые века Христианства, исповедовал лжеучение о
филиокве или какую-либо другую латинскую ересь.
Ведь
сейчас трудно выяснить и доказать святость и безупречность исповедания веры
этих святых! Если мы зачастую не можем определиться с нашими новомучениками, то
зачем браться за святых другой Церкви? Источники жизнеописаний упомянутых в
постановлении Синода святых – еретические предания латинян, вероятно,
переработанные авторами из других Поместных Церквей или даже просто
позаимствованные у католиков. И если вы вносите этих угодников в наши святцы
для общецерковного почитания в святой Русской Православной Церкви, то составьте
свои жития, на основании своих данных, архивных изысканий, тщательнейших
исследований, но не берите жизнеописания святых у еретиков или жития,
основанные на их сочинениях. Еретикам нет и не может быть доверия! Приписать
святому исповедание ереси – для них дело обычное. А через такие
прокатоличенные, непроверенные жития в России начнет распространяться проповедь
папизма, как прежде посредством заграничной революционной литературы лучшие умы
нашего Отечества затуманило вольнодумство, что привело к краху Русского
православного государства, убиению Помазанника Божия и катастрофе длиной в целое
столетие.
Да,
мы, безусловно, понимаем, что все включенные в наш месяцеслов святые жили до
отпадения Римской Церкви от Православия. Но откуда мы можем узнать об их
отношении к ересям, из-за которых это отпадение и совершилось? Ведь они
зарождались и распространялись не одномоментно. Возьмем, к примеру, ересь
филиокве – в 1054 году в данном вопросе была поставлена уже точка, но этому
предшествовало длительное брожение умов. И почему нам никто не предоставил
доказательств, что перечисленные святые не имеют отношения к латинским ересям?
Предпринимая такой шаг, наш Синод должен был не только подготовить и выложить
во всеобщий доступ составленные православными авторами, гарантированно истинные
жития этих святых, но и дать всем верным православным христианам подтверждения
святости этих подвижников не просто на словах и в общих формулировках, а в
фактах. Иначе же и за дело браться не стоило.
В
составленных на основании католических или иных зарубежных источников житиях
могут быть ереси, которые наш народ, во многом, к сожалению, не вникающий в
учение Церкви, примет за истину и повредится. Где же тут церковная польза? Где
попечение о душах пасомых? Возможно и то, что ересь проникнет в житие или труды
лишь одного из вышеперечисленных святых, но и этого будет достаточно для
погибели души человеческой в наше лукавое апостасийное время.
«Голое»
же, никак не мотивированное с точки зрения церковной пользы и благочестия
постановление о внесении имен новых святых в наши календари может
спровоцировать – и уже спровоцировало – споры, смуту и разделения среди
верующих! Разве такая легко прогнозируемая реакция паствы есть достойное
почитание памяти новых для нас угодников Божиих?!
Или
нам не достаточно соблазнов и расколов, порожденных встречей Патриарха Кирилла
с папой Франциском?
Даже
малое человеческое смущение может привести к отпадению от Церкви! Почему вместо
того чтобы хранить трезвенно веру истинную, нам предлагают совершать
практические шаги к негласной унии? Зачем принимать никому не нужные новшества,
толкающие народ в раскол? Не собирать, а расточать стадо Христово?!
Еще
преподобный Анатолий Оптинский говорил, что «вследствие оскудения
благочестия появятся в церквах ереси и расколы, и не будет тогда, как
предсказывали Святые Отцы, на престолах святительских и в монастырях людей
опытных и искусных в духовной жизни», что мы, к сожалению, и наблюдаем.
И
неосмотрительное, без подготовки и просвещения народа включение нашими
иерархами, заседающими в Синоде, имен древних западных святых в месяцеслов РПЦ
подтверждает эти слова богомудрого старца.
Мы,
конечно, чтим известных святых Римской Церкви, которая, как и иные, тоже
украшена мучениками, святителями, преподобными и праведными. В Риме и в Италии
пострадали и просияли апостолы Петр и Павел, Патриархи Климент, Сикст и Мартин,
святители Амвросий Медиоланский, Лев Катанский, архидиакон Лаврентий, мученица
Татиана и ее отец, мученик Севастиан и иже с ним, мученица София со своими
святыми дочерями, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин и другие угодники Божии.
Мы молимся им и нисколько не смущаемся фактом их принадлежности к Римской
Церкви до ее отпадения от истины.
Великим
Постом совершалась Литургия Преждеосвященных Даров, чин которой был составлен
еще одним западным святым – святителем Григорием Двоесловом, Римским
Патриархом. Православная Церковь удержала чествование этих святых и эту
Литургию как часть своего Предания, несмотря на то, что сам Запад от этого уже
давно отказался.
Но,
повторюсь, включение новых западных малоизвестных святых в наш месяцеслов
неоправданно, лишено смысла и никому не нужно.
Ведь
даже своих святых мы знаем далеко не всех. Если, например, внимательно
послушать возглашаемые на литии в день Всех русских святых имена, то станет
ясно, что многие названные угодники Божии нам вовсе не знакомы.
А
кто может сказать о себе, что хранит в памяти жития и труды даже известнейших
Отцов Православной Церкви?
Итак,
уважаемая Елена, давайте сделаем выводы.
Не
следует увлекаться почитанием новых подвижников, попавших в наш месяцеслов из
Западной Церкви, поскольку в достоверности и авторстве их житий у нас есть
причины сомневаться. Необходимо держать в уме ту опасность, что посредством
включения их имен в наши святцы нам могут подкинуть сомнительный, а то и
заведомо еретический эпизод, добавленный современными западными писателями в их
труды или жития. Доказательств же их святости нам, как мы уже выяснили, не
предоставлено. Нет достоверных опубликованных житий, а в возможно готовящихся
публикациях неизвестны их источники. Простого же утверждения в журнале заседания
Священного Синода о том, что для внесения в месяцеслов эти святые избраны на
основании сведений об их почитании православными в западноевропейских (во
многом подверженных влиянию католицизма в силу своего географического
положения) епархиях Русской Православной Церкви и традиции их чествования в
других Поместных Православных Церквах, – нам не достаточно.
Кроме
того, к осторожности нас побуждает и обилие информации и событий, направленных
на раскачивание церковного корабля, когда народ, с одной стороны, провоцируют к
расколу, с другой же – подталкивают к сближению с католиками. В первую очередь
это, конечно, прошлогодняя встреча папы и Патриарха, которая принесла и
приносит много горьких плодов. И вот нынешнее безосновательное и
несвоевременное деяние Синода тоже может послужить как поводом к разделениям,
так и дополнительным предлогом для сторонников соединения с папистами к более
активным действиям.
В
остальном же будем помнить, что в Православной Церкви почитание святых является
неотъемлемой частью Священного Предания и одной из важнейших обязанностей
христианина.
Вот
как об этом пишет преподобный Иоанн Дамаскин: «Должно почитать святых, как
друзей Христовых, как чад и наследников Божиих, как говорит евангелист Иоанн
Богослов: „Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти" (Ин. 1,
12). Почему они уже не рабы, но сыны. „Аще же чада, и наследницы: наследницы
убо Богу, снаследницы же Христу" (Рим. 8, 17). <…>Я называю
их богами, царями и господами не по естеству, но потому, что они царствовали и господствовали
над страстями и сохранили неповрежденным подобие образа Божия, по которому и
были сотворены (ибо царем называется и образ царя), а также и потому, что они
по собственному [свободному] расположению соединились с Богом, приняли Его в
жилище [своего] сердца и, приобщившись Его, сделались по благодати тем, что Сам
Он есть по естеству».
Источник: газета «Православный Крест»