Представим,
что кто-то купил дорогие, очень качественно сделанные швейцарские часы. И вдруг
ему приходит в голову мысль: «Дай-ка я их раскурочу, выну пару деталей и
посмотрю: будут они работать или нет?» Если он это сделает, то, скорее всего,
часы перестанут работать.
Православное же
богослужение гораздо точнее и тоньше швейцарских часов.
Оно создавалось или прямо Богом (к примеру, Евхаристия) или отцами Церкви под
благодатным водительством Святого Духа. Все его элементы гармонично и
естественно сочетаются, способствуя нам идти по пути спасения. Можем ли мы
самочинно и особенно по лени или нерадению разорвать эту гармонию Божественную?
Второй пример. В житии
блаженного Андрея Юродивого описывается благодатное видение, которое сподвигло
исповедника вступить на путь подвига юродства Христа ради…
Это было некое ристалище
(с церковнославянского языка – «состязание», «соревнование», «место для скачек
или гимнастических упражнений»), на котором святые и Ангелы боролись с бесами.
Т. е. мы видим, что духовная жизнь представляет собой борьбу, войну с Божьей
помощью со своими страстями, грехами, бесами. В этом смысле ее можно, мне
кажется, сравнить со спортом.
Можно ли представить, что
кандидат в чемпионы мира, к примеру, по прыжкам в высоту, прекратит упорные
тренировки и скажет: «Да ладно, наверное, я буду тренироваться по
тридцать-сорок минут в день, этого достаточно».
Сможет ли он завоевать «золотую»
медаль? Конечно, нет.
Точно так же и в духовной
жизни. Здесь тоже нужно «тренировать» свою духовную «мышцу» – свое сердце, свою
душу и тело в том числе, чтобы возыметь спасительный навык молитвы. Вспомним
евангельский стих, где Спаситель говорит о бесах: «Сей же род изгоняется только
молитвою и постом» (Мф. 17:21). И в этом смысле православное богослужение – это
битва.
Так можем ли мы сокращать
свои спасительные духовные «тренировки»? И кому такое сокращение будет выгодно?
Вряд ли нам. Скорее, невидимым врагам нашим.
Тем более что церковное
богослужение является отражением небесного ангельского богослужения у Престола
Божия, где святые и Ангелы находятся в непрерывном славословии Господа. И мы на
земле (конечно, очень осторожно и постепенно, под необходимым духовным
руководством!) должны стяжать навык непрерывной молитвы или хотя бы
приближаться к нему. Но будем ли мы к нему приближаться, если станем сокращать
службу? Наверное, нет.
Кроме того, как мне
кажется, в этом есть некоторое самоволие, самочиние, а Церковь, как известно,
зиждется на послушании.
Конечно, в жизни есть
разные случаи. И ими полна священническая жизнь.
Пример. Двунадесятый
праздник. Батюшка отслужил Божественную литургию и спешит на молебен в
следующее село. Уже опаздывает. К нему подходят люди и говорят, что беда у них
(суд, к примеру), кто-то в больницу попал или срочно уезжает. И священник
знает, что им надо отслужить молебен, нужно призвать благодать Божью на этих
нуждающихся в Господнем покровительстве. Но он уже не успевает. Там его тоже
люди ждут. И также могут не дождаться, разойтись. Что делать? Он
сокращает молебен до священнического возгласа «Царю Небесный», ектении и
молитвы с прошениями о болящем или путешествующем или в другой нужде
какой-нибудь. Потом следует отпуст и благословение этих обратившихся к нему
людей. И уже «летит» дальше служить.
Повторюсь, случаи бывают
разные.
Но одно дело, если вы это
делаете по необходимости, другое – по лености и нерадению.
Известный литургист
профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович писал, что Типикон не
только нормативный Устав, но еще и идеал, к которому должно стремиться
фактическое богослужение православного храма.
Из собственного опыта
хочется сказать, что приходы, где опускаются или сокращаются уставные
богослужения, хиреют как-то и оскудевают. Там же, где к этому идеалу – к
Типикону – пытаются прихожане во главе со священником стремиться в своем
богослужении, наблюдается подъем и процветание. Пример тому монастыри. На Руси
они всегда были не только образцами духовной жизни, но и экономического
хозяйствования. Почему? В них происходит каждодневное богослужение, призывающее
Божью благодать. И Господь призирает на верность своих.
Потому что Господь не в рукотворных
храмах живет. И Ему нужны не камень, но наше сердце, устремленное к Нему. А
таким устремлением души и есть уставное православное богослужение и углубление
в молитву во время него.
Иерей Андрей Чиженко
Источник:
http://pravlife.org/