По установившейся древней традиции на
Руси в первый вторник, следующий за Светлой седмицей, Церковь поминает всех
отныне и до века усопших православных христиан.
Это
первое поминание после Воскресения Христова и Светлой седмицы. Напомним, что
начиная с Великой Среды Страстной седмицы панихиды и литии запрещены по Уставу
вплоть до Радоницы. В это время поминовение усопших происходит только изъятием
за них частичек на проскомидии во время служения Литургии. Такое запрещение в
первую очередь связано с тем, что у Бога мертвых нет, у Него все живы. И в
Светлое Христово Воскресение Церковь небесная соединяется с Церковью земной в
пасхальных торжествах. Царские врата в храмах открыты,
и это значит, что Бог
находится среди нас. И мы все – усопшие и живые – объединены вокруг праздников
Праздника и Торжества из торжеств.
Потому
на Пасху и на Светлую седмицу мы не посещаем кладбища, так как усопшие наши
живы и вместе с нами славят Христа. Исключением являются те дни, когда в силу
организационной необходимости священнику удобнее посещать кладбища и служить
пасхальные панихиды по усопшим (если, например, у вас три или четыре прихода и
физически не успеваете во вторник на всех кладбищах отслужить заупокойную
службу). Тогда панихида может быть перенесена на субботу, воскресенье Светлой
седмицы, следующий за ними понедельник. Это также связано с удобством для
верующих.
Ведь часто могилы родственников находятся на разных кладбищах и
посетить их в один день невозможно.
Сутью
заупокойной панихиды, которая служится на Радоницу, является весть о Воскресшем
Господе. Ее мы несем своим усопшим сродникам. Потому вся панихида почти сплошь
состоит из Канона Святой Пасхи, а сам праздник называется Радоницей. Мы делимся
со своими усопшими, которые на самом деле живы, но только отделены от нас
тонкой стеной смерти, пасхальной радостью. Отсюда и название праздника,
имеющего в корне своем производное от слова «радость».
Известен
случай в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре…
Один
старец вместе с диаконом пошли покадить пещеры, где лежат мощи преподобных. И
когда они воскликнули: «Христос Воскресе, отцы и братия!» – то услышали в ответ
громкий возглас «Воистину Воскресе!» Это отвечали им преподобные отцы Печерские…
Примерно
то же происходит и с нашими усопшими. Они радуются вместе с нами радостию
великою. Мы же по грубости нашего телесного организма их не слышим.
Вот
почему так важно на Радоницу поминать усопших. Ведь эта пасхальная
радость-благодать достигает и до самых величественных высот рая и до самых
мрачных глубин ада. И одним усопшим она приносит радость и наслаждение, а
другим радость и некоторое облегчение мук. Ушедшие за черту смерти не могут
поправить своей загробной участи, там уже для них только воздаяние за грехи и
добрые дела, но мы верим, что по молитвам Церкви и родственников любящих
милосердный Господь улучшает их положение. Вот почему так важно молиться за
своих усопших. Ведь мы, даря им свою любовь и вымаливая у Господа прощение их грехов,
приносим с Божьей помощью свет и радость в их жизнь ПО ТУ сторону.
Особенно здесь важны молитва (церковная и домашняя) и дела милосердия.
Но
можно, дорогие братья и сестры, и усугубить, то есть ухудшить участь своих
усопших на том свете. Это происходит тогда, когда человек предается не
православным христианским молитвам за упокой души, но языческой разгульной
тризне-пированию. И тогда происходит двойной или даже тройной грех. Человек
оскверняет память покойного, лишает его молитвы и еще больше ввергает его в
геенну огненную. Человек оскверняет себя, упиваясь и объедаясь на кладбище,
показывая окружающим плохой пример. Человек оскверняет само кладбище, а ведь
это святое место, освященное священником, где почивают мощи наших усопших. И
вместо тихости и молитвы – ругань, звон стаканов и разбросанные по всему
кладбищу остатки снеди. А то и упившиеся люди, спящие возле могильных холмов.
От
всего это становится очень грустно.
Данная
языческая традиция противоречит православной традиции и жизни Церкви. Никто не
говорит, что не нужно поминать усопших сродников заупокойной трапезой. Она тоже
дело милосердия и своего рода агапа-вечеря любви. Но делать ее нужно после
совершения ГЛАВНОГО дела для усопших – богослужения. А потом можно уже в кругу
родственников и потрапезничать, вспоминая своих усопших. Но сделать это дома, а
не на кладбище. И без спиртного, которое в данном случае более чем неуместно.
Также не следует ничего из съестного оставлять на могилах. Лучше накормите
бездомного или отвезите продукты в детский дом, но не загрязняйте святое место
кладбища отходами пищи, которые потом растаскивают собаки и другие звери.
Будем,
дорогие братья и сестры, помнить, что главный смысл Радоницы – это не угождение
чреву, а Пасхальная радость, которою мы, прежде всего в молитве, в
богослужении, делимся со своими усопшими.
Христос
Воскресе!
Воистину Воскресе!
Иерей
Андрей Чиженко
Источник:
http://pravlife.org