Здравствуйте, уважаемая редакция! Благодарю за
интересные публикации, особенно за материалы, касающиеся «восьмого вселенского
собора». То, что представители нашей Церкви в нем не участвовали, я считаю
чудом Промысла Божия. Но и православные журналисты внесли ценный вклад в
противостояние этому масонскому проекту.
Конечно, реформаторы-экуменисты не отступят от своих
планов. Разными способами они будут добиваться признания критского лжесобора и
принятых на нем резолюций. Поэтому прошу опубликовать в вашей газете мое
небольшое рассуждение об одной из таких попыток. Речь пойдет о фреске «восьмого
вселенского», увидев которую, я, как православный иконописец, не мог остаться
равнодушным.
Икона – это живописное изображение Господа, Матери
Божией, Небесных Воинств и святых. Святитель Филарет Московский пишет: «Слово
„икона" (с греческого) значит „образ", или изображение. В
Православной Церкви этим наименованием называются священные изображения Бога,
явившегося во плоти, Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Его Матери и
святых Его».
Икона – один из элементов устного церковного Предания,
существующего наряду с Преданием письменным. Преподобный Иоанн Дамаскин
говорит, что «это есть неписанное предание, как и предание о поклонении на
восток, о поклонении Кресту и о многом другом, подобно этому».
Почитание икон Господа, Божией Матери, Ангелов и
святых – догмат Христианской веры, изложенный Седьмым Вселенским Собором. Он
вытекает из основного исповедания Церкви – воплощения Второй Ипостаси Святой
Троицы – Сына Божия.
Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Кто может
создать подобие невидимого, безтелесного, неописуемого и безвидного Бога? –
Отсюда давать форму Божеству есть дело крайнего безумия и нечестия. Потому в Ветхом
Завете иконы не употреблялись. Но т. к. Бог, по Своему благоутробию, для нашего
спасения поистине сделался Человеком, не явился только в виде человека, как [являлся]Аврааму и пророкам, но по существу и воистину сделался Человеком, жил на
земле, обращался с людьми, творил чудеса, пострадал, был распят, воскрес,
вознесся; и все это было на самом деле, видимо людьми и описано для напоминания
нам и для научения еще не живших тогда, чтобы мы, не видав, но услышав и
уверовав, достигли блаженства с Господом. Но т. к. не все знают грамоту и могут
заниматься чтением, то Отцы рассудили, чтобы все это, подобно тому как
некоторые [славные] подвиги, было рисуемо на иконах для краткого
напоминания».
Церковь Христова во все времена боролась против
секуляризации своего искусства. Соборными постановлениями, проповедями и
трудами святителей, священнослужителей, монашествующих и благочестивых мирян
она твердо ограждала его от привнесения чуждых элементов искусства мирского. Не
будем забывать, что как в богословии некоторые мыслители, уклонялись в ересь,
так и в иконописи приходится встречать искажения православных канонов и
святоотеческого смыслового содержания образа. Вот почему нельзя считать чем-то
незыблемым все подряд образа, пусть даже они внешне и соответствуют иконописной
традиции. Такая икона может противоречить учению Церкви и вводить в
заблуждение, вместо того чтобы помогать в деле спасения. Короче говоря, как в
богословии встречаются ереси, так в иконописи попадаются еретические образа.
Вот почему Православная Церковь всегда строго следила не столько за
художественным качеством и красотой своей иконописи, сколько за ее подлинностью
и правдой.
Примером лжеиконы может послужить изображение папы
Иоанна XXIII, понтифика, который открыл в 1963 году Второй ватиканский собор,
осуществивший модернистскую реформацию папизма. Сегодня Второй Ватиканум
признан римской курией вселенским собором, а сам папа Иоанн прославлен
католиками как святой.
Автор его образа неизвестен. Судя по всему, это либо
какой-то униатский «иконописец», либо католический художник, знакомый с
православной иконописной традицией и сумевший нарисовать папу в каноническом
стиле.
Но, как известно, римские понтифики не только не
святые, но, напротив, великие грешники – еретики. «Папы вообразили себя
главами Церкви и основанием ее, и даже наместниками Христовыми, что нелепо и ни
с чем не сообразно, – говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский. – А
отсюда все кичение римских пап и их давнишняя претензия на главенство и
самовольное управление всею Вселенской Церковью. Ну, уж и натворили папы в
своей папской церкви разных фокусов, разных ложных догматов, ведущих к фальши и
в вере, и в жизни! Это вполне еретическая церковь».
Подобием Второго Ватиканума в Православии стал
«разбойничий» собор, прошедший в конце июня этого года на Крите. Он был задуман
«восточными папами» – Константинопольскими Патриархами – еще в начале прошлого
столетия в качестве инструмента радикальной реформации Церкви Христовой.
Подготавливаемый почти век «в тайне беззакония» со многим прельщением и
насилием, при поддержке мировой закулисы, он все-таки не удался как
Всеправославный, Вселенский, что подразумевало присутствие представителей всех
Автокефальных Православных Церквей. Несмотря на это, грекоязычные его
участники, а также и некоторые соборяне из славянских Поместных Церквей, упорно
продолжают считать сей форум легитимным Восьмым Вселенским Собором. И это
богословское заблуждение воплотилось в иконописном образе.
На многих сайтах можно найти фотографию росписи нового
черногорского храма святого Йована (Иоанна) Владимира в Баре с изображением
«разбойничьего» критского собора.
«Всеправославный» лжесобор написан в стиле икон
Вселенских Соборов. Мы видим десятерых участвовавших в нем Предстоятелей
Поместных Православных Церквей, в священных облачениях и с Евангелиями в руках.
Запечатлены и их советники – по два у каждого Патриарха, как и предусматривал
регламент собора, – в митрах и камилавках. Все они находятся в одной лодке,
которая символизирует Православную Церковь, плывущую по великому морю истории.
На престоле в центре судна покоится Священное
Евангелие, а в верхней части, между Патриархами Константинопольским Варфоломеем
и Александрийским Феодором – Святый Дух в виде голубя. Также вверху композиции
присутствует благословляющий Христос, а по сторонам от Него – Богородица и
святой Иоанн Предтеча. Подпись на сербском языке указывает, что фреска
изображает именно собрание на Крите.
Так при помощи церковного искусства в Православной
Церкви пытаются утвердить ересь экуменизма. Но ни сотня, ни тысяча подобных
росписей и икон не изменят антицерковную суть «разбойничьего» критского собора.
Только отречение от лжи и искреннее покаяние могут возвратить заблудших на
богозаповеданный прямой путь спасения.
Использованная литература:
1. Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение
Православной веры.
2. Святитель Филарет Московский. Пространный
катехизис.
3. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Живой колос.
Выписки из дневника за 1907–1908 годы.
Георгий Казьмин
Написано в день памяти Святых Отцов Седьмого
Вселенского Собора
Источник: газета «Православный Крест», № 21 (165) (от
1 ноября с. г.)