Нидерланды
могут стать первой в мире страной, где эвтаназия будет разрешена не только
смертельно больным пациентам, но и тем, кто решил, что «их жизнь завершена».
При этом критерии определения «завершенности жизни», которые должны быть четко
прописаны в законе, пока не очень понятны.
RT обобщил опыт разных стран в
вопросе добровольного ухода людей из жизни и собрал аргументы «за» и «против»
этой процедуры.
Министр
здравоохранения Нидерландов Эдит Схипперс направила в парламент законопроект,
расширяющий сферу применения эвтаназии. В 2002 году Нидерланды стали первой
страной, легализовавшей эвтаназию, но только для пациентов, испытывающих
«невыносимые страдания». Схипперс же предлагает предоставить право на
добровольное самоубийство не только неизлечимым больным, но и всем, кто решил,
что «их жизнь завершена».
В документе
говорится, что люди, которые «пришли к обдуманному решению о том, что их жизнь
завершена, должны, в соответствии со строгими и точными критериями, иметь
возможность окончить жизнь способом, который они посчитают достойным». При этом
не устанавливаются ни возрастные рамки, ни критерии определения «завершенности»
жизни.
Минздрав и
Минюст страны предлагают парламентариям продумать детали проекта. Власти
Нидерландов намерены разработать этот законопроект совместно с врачами и
экспертами в области этики к концу 2017 года.
Практика эвтаназии
имеет широкую общественную поддержку в Голландии, и число таких смертей
ежегодно удваивается, поскольку все больше врачей и пациентов соглашаются на
эту процедуру. Так, в 2015 году в Нидерландах 5516 человек ушли из жизни с
помощью эвтаназии (3,9% от общего числа смертей в стране).
Опыт разных
стран мира
Специалисты
различают активную и пассивную эвтаназию. Первая подразумевает введение
умирающему медицинских препаратов или другие действия, влекущие за собой
быструю и безболезненную смерть. Вторая означает намеренное прекращение
медиками поддерживающей терапии, отключение пациента от аппаратов
жизнеобеспечения. При этом текст клятвы Гиппократа прямо противоречит активной
эвтаназии: «...Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу
пути для подобного замысла...»
Эвтаназия
законодательно запрещена в России, Австралии, Великобритании, Финляндии,
Франции, Казахстане, Азербайджане, Турции, на Филиппинах и в ряде других стран.
При этом президент Франции Франсуа Олланд активно выступает за легализацию
эвтаназии — этот шаг был одним из его предвыборных обещаний.
Пассивная
эвтаназия разрешена в Израиле, Индии, Ирландии, Швеции, в некоторых штатах
Мексики. В США эвтаназия легализована лишь в нескольких штатах, а в Канаде —
только для граждан страны.
Полностью
эвтаназия легализована в странах Бенилюкса и Швейцарии. При этом Бельгия
является единственным государством, где эвтаназия разрешена вне зависимости от
возраста, а в сентябре 2016 года эту процедуру впервые провели с неизлечимо
больным ребенком.
Наиболее
либеральные условия для добровольного ухода из жизни созданы в Швейцарии. В
кантоне Цюрих эвтаназия разрешена как для местных жителей, так и для туристов.
Именно поэтому возникло такое явление, как «суицидальный туризм», — сотни
человек ежегодно приезжают в Швейцарию, чтобы расстаться с жизнью. При этом
врачи не принимают активного участия в эвтаназии, практикуется так называемый
ассистируемый суицид — специальные организации выдают пациентам дозу
смертельного вещества. Ведь согласно швейцарскому праву, оказание помощи в
самоубийстве является незаконным, только если оно мотивировано личным
интересом.
После
прохождения независимого медицинского обследования и подтверждения показаний к
эвтаназии пациенты проходят консультацию с сотрудниками компании, занимающейся
непосредственным проведением процедуры. Для «туристов» арендуется помещение,
где приготовляется специальное вещество, затем включается видеокамера, и
желающий завершить свой жизненный путь подтверждает осознанность и
добровольность принятого решения. После чего процедура доводится до конца, а
«ассистенты» констатируют смерть и вызывают полицию, которая проводит
расследование и проверяет процедуру на законность. Плата за такую услугу
колеблется от €5 тыс. до €10 тыс.
Вопрос о
том, можно ли считать нормальными подобные действия, был вынесен на референдум
в 2011 году, когда выяснилось, что в Швейцарию приезжает все больше «туристов»,
не страдающих неизлечимыми заболеваниями. Тем не менее попытка полного запрета
«суицидального туризма» провалилась — против изменения правил проголосовали
84,5% участников референдума.
Церковь
выступает против
«Эвтаназия —
это посягательство на священный дар жизни, который девальвируется подобным
действием, — заявил RT заместитель председателя Синодального информационного
отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. — Те,
кто выступают за эвтаназию, аргументируют свою позицию тем, что человек вправе
распоряжаться своей жизнью. Мы не можем остановить многие пороки: убийства,
изнасилования, наркоманию, но это не значит, что, не будучи в силах остановить
эти пороки, мы должны создать нормальные условия для их развития».
Говоря о
тенденции к либерализации законодательства, касающегося эвтаназии в Европе,
Вахтанг Кипшидзе отметил, что это путь отказа от христианской культуры, которая
лежала и продолжает лежать в основе здания европейской цивилизации: «Именно
христианству Европа обязана тем, что достоинства и права человека приобрели
подлинную ценность, но сейчас понятие достоинства наполняют совершенно другим
смыслом».
По словам
Кипшидзе, «не следует сбрасывать со счетов и того медицинского работника (язык
не поворачивается назвать его врачом), который оказывает содействие в таком
случае». «Я считаю, что это совершенно антикультурное явление — существование
убийства в легальном контексте. Это как джинн, которого западное общество
выпускает из бутылки, создавая практику нормального убийства. Чем это
закончится — сложно себе представить», — добавляет заместитель председателя
Синодального информационного отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви с обществом
и СМИ.
История
вопроса
Термин
«эвтаназия» был введен английским философом Фрэнсисом Бэконом в XVI веке для
определения «легкой смерти». Согласно этому определению, «долг врача состоит не
только в том, чтобы восстанавливать здоровье, но и в том, чтобы облегчать
страдания и мучения, причиняемые болезнями... даже в том случае, когда нет
никакой надежды на спасение и можно лишь сделать смерть более легкой и
спокойной».
Однако Бэкон
говорил о заботе об умирающих, о том, что сейчас называется, скорее,
«паллиативным лечением», а не «эвтаназией».
Еще в
Древней Греции поощрялись самоубийства людей, достигших 60 лет. Сократ, Платон
и стоики от Зенона до Сенеки оправдывали умерщвление очень слабых и
тяжелобольных людей даже без их согласия. Но Аристотель и пифагорейцы были
противниками умерщвления тяжелобольных.
Возникновение
и распространение христианства привело к осуждению самоубийства, в том числе и
вызванного страданиями, и лишь в конце XIX века начали распространяться
представления о допустимости добровольной эвтаназии, в том числе проводимой
врачом.
В первой
половине XX века идеи эвтаназии и евгеники были широко распространены в ряде
европейских стран. В частности, Зигмунд Фрейд, страдавший от неизлечимой формы
рака полости рта и переживший 31 операцию по удалению опухолей под местной
анестезией, с помощью доктора Макса Шура совершил эвтаназию в Лондоне. Однако
идеи евгеники, активно развивавшиеся в нацистской Германии, надолго
дискредитировали идеи эвтаназии.
Владимир Смирнов, https://ru.rt.com