Проповедь
убиенного иеромонаха Василия (Рослякова) в день памяти преп. Амвросия
Оптинского
Блаженный псалмопевец Давид говорит:
«День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум». Какое слово, какой
глагол сегодняшний день возвещает нам с вами, собравшимся здесь, в Церкви, –
день, когда мы празднуем обретение мощей преподобного и богоносного отца нашего
Амвросия? Не ошибемся, если скажем, что это слово – слово о Воскресении
Христовом.
Свидетели, которые некогда посещали
римские катакомбы, где были гробы первых мучеников за Христа, говорили о том,
что входя в священные пещеры, они вдруг радовались неизреченной великой
радостью. Непонятно, откуда происходила она. Она словно ветер налетала на них,
сбрасывала печали и скорби, горести их, как ветер сметает опавшие осенние
листья. И они стояли и только радовались и веселились. И ничего, кроме голоса:
«Христос Воскресе из мертвых!» не было в их сердце.
И мы сегодня, приходя ко гробу
преподобного нашего Амвросия, старца Оптинского, радуемся той же неизреченной
радостью Воскресения Христова. Воспевая Гроб Спасителя нашего, говорим мы с
вами: «Яко Живоносец, яко Рая краснейший воистину и чертога всякого царского
показался светлейший, Христе, Гроб Твой – Источник нашего Воскресения!» А в
тропаре преподобному Амвросию поется: «Яко к целебному источнику притекаем к
тебе, Амвросие, отче наш!» Воистину, гроб отца нашего преподобного Амвросия –
источник исцелений. Исцелений от ран душевных, исцелений от скорбей, печалей,
горестей, которыми мы наполняем себя в мире. Приходим сюда, и исчезает эта
печаль, исчезает величайшая мирская скорбь, и радость о Воскресении Господа
нашего Иисуса Христа вселяется в сердца по молитвам преподобного отца нашего.
Вспомните, как Церковь воспевает
жен-мироносиц: «Почто миро с милостивыми слезами растворяете?» – говорит им
Ангел. Мы так же, подобно им, приходим с радостью, с надеждою к мощам, но и с
печалью и со скорбями. И здесь, как некогда Господь сказал Своим Ученикам по
Воскресении: «Мир вам!», преподобный Амвросий утешает нас. Потому и мы глаголем
ему: «Утешаешь нас, преподобный Амвросий, в скорбях и в болезнях наших».
Уподобился отец наш Амвросий смертью
Христу, как уподобились Ему многие мученики, праведные, святители и преподобные
отцы и матери наши. И поэтому уподобился он, Старец наш, Ему и по Воскресении:
ныне предстоя пред Господом нашим в лике величайших святых, прославленных в
земле Российской, воспевает он Троицу Единосущную и Нераздельную.
Иеромонах Василий (Росляков)
МУДРЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО
Мы должны жить на земле
так, как колесо вертится, — чуть только одной точкой касается земли, а
остальными непременно стремится вверх, а мы как заляжем на землю, так и встать
не можем.
Вопрос: «Как жить?» Ответ: «Жить — не тужить,
никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение».
Вопрос: «Как жить?» Другой ответ: «Нужно жить
нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет
скверно».
Жить можно и в миру, только — не на юру, а жить
тихо.
...Ты не тужи, что у тебя не ременные гужи. Лыко
да мочало оборвалось; связала, и опять помчала. На вопрос: «Что это значит,
батюшка?» — старец ответил: «А вот ехал богатый барин на тройке; у него и
лошади были хорошие, и сбруя ременная. Ехал и бедняк. У того и лошадь была
плохая, и вся сбруя — лыко да мочало.
Оба попали в зажору. У обоих сбруя порвалась.
Высвободившись кое-как из зажоры, бедняк связал свое лыко да мочало, и поехал
себе вперед, а богатый остался на месте — ременные гужи надо было сшивать».
Вопрос: «Что значит жить по сердцу?» Ответ: «Не
вмешиваться в чужие дела и видеть в других все хорошее».
«Смотри, Мелитона, — говорил старец одной
монахине, предостерегая ее от высокомерия, — держись среднего тона; возьмешь
высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко; а ты, Мелитона, держись
среднего тона».
Грехи как грецкие орехи – скорлупу расколешь, а
зерно выковырить трудно.
Три степени для спасения, как сказано у св.Иоанна Златоуста: а) не грешить, б)
согрешивши, каяться, в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби.
Везде война, везде борьба; и получают успокоение только подвизающие душевно,
руководясь законом Божиим.
Смиряйся, и все дела твои пойдут. Смирение состоит в том, чтобы уступать другим
и считать себя хуже всех. Это гораздо покойнее будет.
Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. Где нет простоты,
там одна пустота.
Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог.
Тщеславие не дает покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут
человека, возбуждая в душе бурю помыслов.
Кто уступает, тот больше приобретает.
Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото.
Уныние значит та же лень, только хуже. От уныния и телом слабеешь, и духом. Не
хочется ни работать, ни молится, в церковь ходишь с небрежением; и весь человек
ослабевает.
Апостол Петр отдал сети и получил Царствие Небесное; вдовица отдала две лепты;
у кого миллионы, пусть отдаст их; а у кого ничего нет, пусть отдаст
произволение.
Не надо верить приметам, и не будут исполняться.
Страх Божий есть начало очищения совести.
Когда ложишься спать, кровать и келью крестить с молитвой «да воскреснет Бог».
Ничего не желай во сне видеть, а то с рожками увидишь. Дурные сны бывают от
трех вещей: от осуждения, от тщеславия и от объедания.
преп Амвросий Оптинский