Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Когда
в комнате нет света, она окутана тьмой. И глаз наш не в состоянии различить
ничего находящегося в ней. Кромешная тьма не позволяет узреть даже силуэты. И
только луч света, проникающий внутрь, дает возможность видеть и различать
предметы.
Таким
ярким лучом Божественного света стала для всего человечества Пресвятая,
Пречистая и Преблагословенная Матерь Божия. За смирение, целомудрие и
неизреченную чистоту Мария избирается Господом для вочеловечения Сына Божия и
почитается нами честнейшей выше всякого не только человеческого естества, но и
всякой ангельской сущности.
Взирая
на ее целомудрие мы, грешные люди, невольно прячем глаза своей совести, стыдясь
соделанных грехов. Ибо яркий свет целомудренной чистоты Пресвятой Девы освящает
и согревает материнской любовию все уголки вселенной.
О,
Пресвятая Богородица! Для каждого православного сердца ты стала родной и горячо
любящей Матерью.
А
ведь из земного самое близкое и самое дорогое на свете — это мама. И не думаю,
что стоит убеждать кого-либо в этом. И если мы переживаем, когда она болеет, то
какой же скорбью наполняется сердце, когда мама, наш самый родной человек на
земле, оставляет этот видимый мир и умирает?
А
сегодня мы вспоминаем день, когда произошло Успение нашей Всепетой Матери
Пресвятой Девы Марии. Не говорим смерть, но Успение. Ибо умерший покидает нас,
а Пречистая Богородица не оставила мира сего и по Успении Своем. Она заботится
о каждом из нас! Радуется с радующимися и печалиться о грешниках. По Ее
молитвам совершаются чудеса! И потому мы не скорбим сегодня, но пребываем в
праздничном веселии. Ибо мы не потеряли во Успении Пресвятую нашу Матушку
Богородицу, но обрели ее.
Ведь
будучи земным жителем, она не лишена была и земных забот. Теперь же Приснодева
Мария, освободившись от всего земного, стала Владычицей Неба. Никто не остался
безутешен! Ни один вздох, ни одна слеза не сокрыта от ее всесострадательного
взора!
И
только к ней, единственной из людей мы обращаемся: «Спаси нас! И только ей,
Матери возлюбленного Господа нашего Иисуса Христа даровал Господь благодать
спасительного милосердия!»
Когда
совсем еще юный инок Досифей, ученик преподобного аввы Дорофея пришел в
Гефсиманию, то остановился в храме перед изображением Страшного Суда. Юноша
рассматривал роспись очень внимательно и тут подошла к нему женщина, облеченная
в багряницу. Она стала подробно объяснять муку каждого из осужденных. При этом
еще добавляла некоторые наставления от Себя.
Досифей
изумился от слышанного и воскликнул: «Госпожа! Что же мне делать, чтобы
избавиться от подобных мук?»
Благоговейная Женщина дала ему в ответ три
заповеди: постись, не ешь мяса и чаще молись. После сказанного Богряноносная
Дева вдруг стала невидима. И как сообщает нам записавший это событие
преподобный Иеремия: «То была Пресвятая Богородица».
По
Успении своем Приснодева Мария многократно являлась людям: наставляла, утешала,
предупреждала об опасности. И потому Успение ее есть ничто иное, как победа над
смертью, победа нетления над тлением.
Как-то
к преподобному старцу Амвросию пришел уставщик Оптиной пустыни, иеромонах
Никон. Беседуя о смертном часе, иеромонах спросил Батюшку: «Почему в
богослужебных текстах наши умершие отцы и братия именуются усопшими?»
«До
Воскресения Христова не были еще сокрушены врата ада, — ответил Старец. —
Посему и смерть тогда не почиталась успением. А теперь, мы обрели надежду во
Христе. Потому по благодати Божией, смерть стала для нас, верующих, сном.
Спящий-то обязательно проснется. Вот и смерть наша теперь не что иное, как
продолжительный сон».
Предчувствуя
свою скорую кончину, Иеромонах Никон спросил Батюшку Амвросия: «А где же моему
телу, Батюшка, уготовано место?» — «Ты ляжешь с великими людьми», — ответил
Старец.
И
действительно, года через три после этого разговора, отпросившись у настоятеля
в Петербург, навестить брата, иеромонах Никон там вскорости почил. И похоронен
он в Александро-Невской Лавре, рядом с великими людьми.
Если
кто-то решил построить на месте старого дома новый, то он прежде переселиться в
другое место, чтобы освободить ветхий. Так и душа человека верующего по успении
освобождает бренное тело, чтобы, воскреснув, переселиться в новое, лучшее.
Посему человек постепенно стареет и умирает. Но все это делает Бог, чтобы
потом, после Страшного Суда, воздвигнуть новое тело, которое краше и лучше. А
затем снова ввести в него душу с еще большею славою.
Заметьте,
что выехавшие из ветхого дома не скорбят. Но напротив, даже радуются,
представляя красоту своего нового великолепного будущего жилища. Так и мы,
православные, не будем бояться покидать этот мир, живя в ветхом теле. А лучше
поспешим устремить свой взор на будущую славу.
Но
если мы и нуждаемся в новом теле, то дом души Пресвятой Девы Марии был
настолько чист и светел, что Господь забрал тело Ее тайным образом. Ибо
добротное не нуждается в разрушении и чистое не имеет нужды в очищении.
О,
Преславная Владычице Богородице! Просвети нас светом Твоего целомудрия и
Небесной чистоты! Чтобы и нам, прибегающим к тебе в молитвах, не унаследовать
смерть, но обрести успение и воскреснуть во славе возлюбленного Господа нашего
Иисуса Христа со всеми святыми во веки веков! Аминь.
Иеромонах Илия (Копылов)
2015г