В
чудную область благочестивой древности переносит нас воспоминаемое ныне
событие. Духовными очами видим мы благолепный Влахернский храм Богородицы в
Царьграде, во всей красе ночного богослужения; видим торжественный собор
священнослужителей, во главе со святым Патриархом Тарасием; видим
многочисленный народ, горячо молящийся об избавлении от врагов, и с ним –
благочестивый Царь Лев Мудрый. Видится и слышится наше возвышенное православное
богослужение. Идет продолжительное, буквально всенощное моление, но бодры духом
богомольцы, усердна молитва, и эта молитва окрылила души, открыла очи веры,
отверзла и самое Небо. К концу всенощного бдения, в четвертом часу утра,
преподобный Андрей с учеником своим Епифанием – оба нам родные по крови,
славяне – видят на воздухе Пресвятую Богородицу с ликами святых ангелов,
пророков и апостолов, молящуюся за род христианский перед Сыном Ее и Богом и
осеняющую народ честным Своим Покровом.
Перенесемся
теперь мысленно из этой чудной области древнего благочестия к нашему
теперешнему времени и к нашему теперешнему положению. И мы теперь в храме; тоже
видится и слышится богослужение… Но простерт ли и ныне над верующим народом
Покров Богоматери, в общении ли пребывают с нами лики святых? Веруем твердо и
исповедуем открыто, что это так. Христос Иисус вчера и ныне Тот же и во веки
(см.: Евр. 13, 8), – говорит святой апостол. И Церковь Его пребывает вечно, и
слово Его не мимо идет: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них
(Мф. 18, 20). Истина эта особенно близка к сердцу нашему ныне, ныне же она
особенно ясно проповедуется и Церковью. «Дева днесь, – поется в богослужебной
песни нынешнего праздника, – т. е. Дева и ныне, и сегодня –предстоит в церкви и
с ликами святых за нас невидимо молится Богу…» Не видим мы этого телесными
очами, но видим очами веры. Были некогда во Влахернском храме многочисленные
богомольцы, но не удостоились чудного видения; был Царь, за свой разум и
познания прозванный Мудрым, был Патриарх, признанный Церковью святым, – но
увидел Богородицу только убогий слуга вельможи, наш единоплеменник, славянин
Андрей, Христа ради юродивый. Такого видения достигают только избранные и после
долгого духовного подвига и опыта.
Но
если Дева и ныне, и сейчас, и всегда предстоит с нами во храме, то какую же
святыню, какое сокровище неоценимое, какое место высокое представляет собой наш
храм!
Знали
это и в Ветхом Завете, когда любовь Божественная еще не во всей полноте и
ясности была открыта людям. С каким восторгом, с какою пламенною любовью желал
водвориться в храме святой царепророк Давид! Окруженный бедствиями; ожидающий
каждую минуту, что вот восстанет на него брань, ополчится на него враг;
оклеветанный врагами, преследуемый злобными гонителями (см.: Пс. 26, 2–3,
10–12), огорченный потерею всего милого сердцу и изменой ближних и друзей, – о
чем он молит Господа, чего прежде всего желает душа его?Едино просих от
Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми
красоту Господню, и посещати храм святый Его (Там же, 4)!
В
Новом Завете Бог открыл Себя людям, насколько они могут это вместить. Поэтому и
храм новозаветный есть полное и действенное открытие Божества, тем более он
должен привлекать к себе верующих. Здесь – Бог, Утешитель скорбящих; здесь –
общение святых, отошедших в Жизнь Вечную и не забывающих братию, странствующую
на земле; здесь – веяние Неба, здесь – дыхание Страны Вечной. Нужно ли тебе
вразумление, тяготят ли сомнения, мир ли наводит на тебя мрак свой, окружили ли
тебя враги и клеветники и ищут души твоей – молись здесь перед Светом,
просвещающим всякого человека; молитва озарит твою мысль, рассеет образы
лукавого миpa. Грех тяготит тебя, совесть взывает, близок ты к отчаянию – здесь
же, во храме милосердия, для совести твоей дается елей милости и врачевание
веры в Таинстве Покаяния, здесь же, в жажде вечного общения с Высочайшим Богом,
самым делом ты соединишься с Ним и в молитве, и в беседе, и во Святом
Причащении.
Зачем
же ты не идешь в открытую врачебницу? Зачем это охлаждение к храмам и
богослужению, которое ныне так охватило русский народ? Зачем пустота в храмах и
многолюдство в домах веселья, легкомыслия и разврата? Зачем и это небрежение к
святыне со стороны тех, которые еще посещают храм? Ты стоишь здесь с рассеянными
мыслями, с блуждающим взором, ты входишь сюда как в обыкновенный дом… Слышишь
ли грозное обличение апостола: «Или домов не имате? Или о Церкви Божией
нерадите?» (см.: 1 Кор. 11, 22)? Неблагодарный и безумный! Церковь ведь о тебе
молится, о твоих близких – живых и умерших, о твоем спасении, о твоем счастии,
– а ты не хочешь внять ее голосу?! Церковь окружила тебя здесь образами,
возбуждающими в душе все святое и возвышенное, она одела свое богослужение в
благолепную ризу песней и молитв, в красоту обрядов и священнодействий, а ты,
как раб ленивый и злой, стоишь холодный и невнимательный, с каменным сердцем! В
таком случае по своей вине ты – не спасаемый, а гибнущий!
В
чем спасение и гибель для одного отдельного человека, в том спасение и гибель и
для целого народа. Спасаемый ли или гибнущий народ наш? Окруженный ныне
бедствиями, видящий, что восстает на него брань и ополчается враг,
оклеветанный, расхищаемый внутренними врагами и предателями, испытавши столько
ударов, – он восстанет в силе и крепости, он воспрянет, оживит древнюю свою
мощь и славу, он сбросит с себя путы и узы, как Самсон, пока пребудет в
молитве, вере и благочестии. И он будет в плену у врагов, если, как Самсон,
забудет святые обеты, изменит Богу и предаст тайну силы своей – тайну веры и
благочестия – соблазнительным речам нового блудного мирского воззрения на
власть, на государственность, на земную жизнь.
К
Богу, к Церкви, ко храму, к молитве, к общению святых, к религиозному
воодушевлению, к нравственной чистоте, к подвигу святости – вот куда зовет
тебя, русский народ, нынешний праздник. И если ты в покаянии и молитве, не
ожесточив сердца, а смягчив его верою, глас этот услышишь и, как древле,
всенародно, во главе с Царем, во главе с Церковью и ее служителями останешься
твердым в вере, уповании и молитве, – то твердо знай и разумей: Дева и ныне
предстоит с тобою в Церкви и с ликами святых невидимо молится о нас Богу. Дева
и ныне покрывает народ страдающий и верующий честным Своим Покровом. И Бог сил,
Бог мира будет с нами! Аминь.
Священномученик
Иоанн ВОСТОРГОВ